Рейтинг, составленный специалистами организации Всемирного экономического форума (WEF), представляет собой сводную таблицу стран, ранжированных по уровню развития конкурентоспособности в том или ином государстве.
При оценке соответствующих условий и выставлении баллов эксперты основывались на целом ряде показателей, в том числе таких, как макроэкономические факторы, качество государственных институтов, эффективность банковской системы, уровень развития технологий и общей инфраструктуры, налоговая и законодательная базы, условия на рынке труда, уровень и качество заработных плат, уровень развития коррупции, и т.д., в общем, аналитики пытались дать ответ на вопрос, каковы и насколько сильны в той или иной стране препятствия для экономического роста и продвижения - как индивидуумов, так и разного размера организаций. Вдобавок, свои оценки по указанным параметрам условиям ведения бизнеса в той или иной стране выставили 8,7 тысяч промышленников, руководителей и бизнесменов из ста четырех стран планеты.
Россия в представленном списке оказалась только на 70 позиции, эксперты посчитали, что по совокупности условий ведения бизнеса и показателям справедливой конкуренции Российская Федерация набирает не более 3,68 балла по 6-балльной шкале. Примечательно, что несмотря на все успехи правительства страны в экономической области, в том числе значительную макроэкономическую стабильность и профицит государственного бюджета, Россия уже второй год находится в данном рейтинге на одном и том же месте, иными словами, эксперты Всемирного экономического форума пока не склонны считать, что условия ведения бизнеса в России меняются к лучшему. Правда, тенденции к ухудшению конкурентоспособности пока тоже не отмечается.
На первом месте рейтинга оказалась Финляндия, причем эта североевропейская страна оказывается в лидерах по рассматриваемому показателю уже третий раз за последние четыре года. Невозмутимые и преисполненные нордического спокойствия финны считаются, по признанию экспертов, теми людьми, которым в своей стране удалось создать оптимальные условия и вывести государство в лидеры по совокупному показателю конкурентоспособности.
Соединенные Штаты Америки второй год подряд остаются на втором месте. Экономические успехи правительства Джорджа Буша, как и его же неудачи на этом поприще, не сказались в итоге на позициях Америки, и США остаются почти что самой конкуретноспособной страной мира.
Третье место у Швеции, четвертое у Тайваня и пятое - у Дании. В первую десятку наиболее конкурентоспособных государств вошли также Норвегия, Сингапур, Швейцария и Япония - 6, 7, 8 и 9 места списка соответственно. Замыкает первую десятку "самых-самых" по конкурентоспособности - Исландия. В верхних строчках рейтинга наиболее значительный скачок по сравнению с прошлым годом продемонстрировали Япония, переместившаяся с 11 на 9 место, Норвегия, поднявшаяся с 9 на 6 позицию, и Великобритания, увеличившая свои показатели с 15 до 11 места. Наиболее значительное падение в верхних строчках списка показали Австралия и Новая Зеландия, переместившиеся соответственно с 10 на 14 и с 14 на 18 позиции.
Впервые Индекс конкуренции в сфере роста (Growth Competitiveness Index) был представлен три года назад в Докладе о глобальной конкуренции 2001-2002. Собственно индекс состоит из трех больших подразделов, каждый из которых подразделяется на более мелкие составные части, учитывающие положение дел в разных сферах экономико-политической деятельности. Основные подразделы это: качество макроэкономического окружения; состояние государственных и общественных институтов страны и уровень технологического прогресса в государстве и готовности к новациям. По всем этим подразделам составляются отдельные индексы - Индекс макроэкономического окружения, Индекс государственных и общественных институтов, и Технологический индекс. А уже на базе этих трех индексов высчитывается финальный показатель, по которому уже и выстраивается рейтинг стран.
Среди указанных трех составляющих авторы рейтинга выделяют как особенную составлющую номер три - технологический индекс. Они отмечают, что значение этого показателя для стран разного уровня развития весьма различно, и поэтому его влияние учитывается в рейтинге страны в соответствии с ее другими показателями. Так, для ведущих экономических держав технологические инновации играют значительно более важную роль, нежели для менее продвинутых государственных образований, Так например, как отмечают авторы, в такой стране как Швеция более важны инновации, в то время как, например, в такой стране как Чехия более значимыми оказываются не внутренние разработки, а заимствования зарубежных технологий. Именно это определяет ту относительную важность технологического индекса, и то, что его показатель учитывается в разной степени для разных стран.
Что касается конкретных движений участников индекса текущего года, то авторы доклада WEF, кроме подвижек в верхней части рейтинга, особо отмечают серьезное влияние на позиции тех или иных государств показателей степени решенности в них проблемы бюджетного дефицита, так, профицит бюджета позволил закрепиться в верхних частях списка Норвегии, Эстонии и Новой Зеландии… в то же время обратная ситуация - крупный бюджетный дефицит - сказалась на низких показателях Турции и Индии. Только Японии удалось, несмотря на значительный бюджетный дефицит, не только не ухудшить, но даже улучшить свое положение в листе по сравнению с предыдущим годом благодаря усилению позиций в других областях. Страны, которые продемонстрировали в текущем году наиболее сильные падения в рейтингах - Боливия, Доминиканская Республика, Пакистан, Перу, Филиппины, Польша, Вьетнам - во всех в них в течение года наблюдались серьезные проблемы или ухудшения ситуации в одной из вышеименованных областей рейтинга, по которым производится оценка. Другие страны, такие как, например, Венесуэла и Зимбабве, уже занимавшие низкие строчки в прошлом году, в этом спустились еще ниже благодаря тому, что все проблемы, наблюдавшиеся в них в плане экономического выживания субьектов и условий конкуренции, не только не были решены, но и усугубились. Все эти страны, как отмечают аналитики WEF, не сходят со страниц международной прессы. Основными проблемами в плане рассматриваемого показателя, как считают эксперты, в странах нижней части списка являются высокая степень коррупции в государственных учреждениях, нарушения свободы прессы и других гражданских свобод, что в свою очередь приводит к оттокам капитала, политическая нестабильность порой доходящая до открытых конфликтов и слабая роль законодательной власти.
В то же время справедливым оказывается и обратное - страны имеют хорошие шансы улучшить свои позиции в списке, демонстрируя определенные улучшения не только в области экономики. Так произошло с Аргентиной в 2003 году, которая показала сильный взлет в первую очередь благодаря стабилизации именно политической обстановки в стране. В текущем же году значительные улучшения показателя конкурентоспособности продемонстрировали, например, Румыния и Болгария, и тоже в первую очередь благодаря стабилизации внутренней ситуации именно на политико-социальном фронте. На латиноамериканском континенте наиболее впечатляющие результаты продемонстрировало Чили, поднявшись с 28 на 22 позицию - лучший результат для Латинской Америки.
Для азиатских стран ситуация осталась практически без изменений, исключая, пожалуй, только рост позиции Японии и незначительные снижения позиций Малайзии и Таиланда. Правда, к этому необходимо добавить значительные снижения показателей конкурентоспособности для Южной Кореи и Вьетнама, причиной которых стало в отношении первой - значительное ухудшение макроэкономического окружения, а в отношении второго - снижение индексов по всем трем базовым показателям, в основном, за счет неуспешной (по мнению экспертов WEF) деятельности правительства.
№ |
Страна |
Баллы |
№2003г. |
1 |
Финляндия |
5.95 |
1 |
2 |
США |
5.82 |
2 |
3 |
Швеция |
5.72 |
3 |
4 |
Тайвань |
5.69 |
5 |
5 |
Дания |
5.66 |
4 |
6 |
Норвегия |
5.56 |
9 |
7 |
Сингапур |
5.56 |
6 |
8 |
Швейцария |
5.49 |
7 |
9 |
Япония |
5.48 |
11 |
10 |
Исландия |
5.44 |
8 |
11 |
Великобритания |
5.3 |
15 |
12 |
Нидерланды |
5.3 |
12 |
13 |
Германия |
5.28 |
13 |
14 |
Австралия |
5.25 |
10 |
15 |
Канада |
5.23 |
16 |
16 |
ОАЭ |
5.21 |
na |
17 |
Австрия |
5.2 |
17 |
18 |
Новая Зеландия |
5.18 |
14 |
19 |
Израиль |
5.09 |
20 |
20 |
Эстония |
5.08 |
22 |
21 |
Гонконг |
5.06 |
24 |
22 |
Чили |
5.01 |
28 |
23 |
Испания |
5 |
23 |
24 |
Португалия |
4.96 |
25 |
25 |
Бельгия |
4.95 |
27 |
26 |
Люксембург |
4.95 |
21 |
27 |
Франция |
4.92 |
26 |
28 |
Бахрейн |
4.91 |
na |
29 |
Южная Корея |
4.9 |
18 |
30 |
Ирландия |
4.9 |
30 |
31 |
Малайзия |
4.88 |
29 |
32 |
Мальта |
4.79 |
19 |
33 |
Словения |
4.75 |
31 |
34 |
Таиланд |
4.58 |
32 |
35 |
Иордания |
4.58 |
34 |
36 |
Литва |
4.57 |
40 |
37 |
Греция |
4.56 |
35 |
38 |
Кипр |
4.56 |
na |
39 |
Венгрия |
4.56 |
33 |
40 |
Чехия |
4.55 |
39 |
41 |
ЮАР |
4.53 |
42 |
42 |
Тунис |
4.51 |
38 |
43 |
Словакия |
4.43 |
43 |
44 |
Латвия |
4.43 |
37 |
45 |
Ботсвана |
4.3 |
36 |
46 |
Китай |
4.29 |
44 |
47 |
Италия |
4.27 |
41 |
48 |
Мексика |
4.17 |
47 |
49 |
Маврикий |
4.14 |
46 |
50 |
Коста-Рика |
4.12 |
51 |
51 |
Тринидад и Тобаго |
4.12 |
49 |
52 |
Намибия |
4.11 |
52 |
53 |
Сальвадор |
4.1 |
48 |
54 |
Уругвай |
4.08 |
50 |
55 |
Индия |
4.07 |
56 |
56 |
Марокко |
4.06 |
61 |
57 |
Бразилия |
4.05 |
54 |
58 |
Панама |
4.01 |
59 |
59 |
Болгария |
3.98 |
64 |
60 |
Польша |
3.98 |
45 |
61 |
Хорватия |
3.94 |
53 |
62 |
Египет |
3.88 |
58 |
63 |
Румыния |
3.86 |
75 |
64 |
Колумбия |
3.84 |
63 |
65 |
Ямайка |
3.82 |
67 |
66 |
Турция |
3.82 |
65 |
67 |
Перу |
3.78 |
57 |
68 |
Гана |
3.78 |
71 |
69 |
Индонезия |
3.72 |
72 |
70 |
Российская Федерация |
3.68 |
70 |
71 |
Алжир |
3.67 |
74 |
72 |
Доминиканская Республика |
3.63 |
62 |
73 |
Шри-Ланка |
3.57 |
68 |
74 |
Аргентина |
3.54 |
78 |
75 |
Гамбия |
3.52 |
55 |
76 |
Филиппины |
3.51 |
66 |
77 |
Вьетнам |
3.47 |
60 |
78 |
Кения |
3.45 |
83 |
79 |
Уганда |
3.41 |
80 |
80 |
Гватемала |
3.38 |
89 |
81 |
Босния и Герцеговина |
3.38 |
na |
82 |
Танзания |
3.38 |
69 |
83 |
Замбия |
3.36 |
88 |
84 |
Македония |
3.34 |
81 |
85 |
Венесуэла |
3.3 |
82 |
86 |
Украина |
3.27 |
84 |
87 |
Малави |
3.24 |
76 |
88 |
Мали |
3.24 |
99 |
89 |
Сербия и Черногория |
3.23 |
77 |
90 |
Эквадор |
3.18 |
86 |
91 |
Пакистан |
3.17 |
73 |
92 |
Мозамбик |
3.17 |
93 |
93 |
Нигерия |
3.16 |
87 |
94 |
Грузия |
3.14 |
na |
95 |
Никарагуа |
3.12 |
90 |
96 |
Мадагаскар |
3.11 |
96 |
97 |
Гондурас |
3.1 |
94 |
98 |
Боливия |
3.09 |
85 |
99 |
Зимбабве |
3.03 |
97 |
100 |
Парагвай |
2.99 |
95 |
Источник материала РИА "РосБизнесКонсалтинг".
Среда, 20 октября 2004, 11:07
|