Компания PetroChina заявила, что не видит признаков возобновления поставок нефти от НК "ЮКОС" и намерена требовать компенсации своих убытков.
По подсчетам аналитиков, PetroChina может потребовать до $46 млн. Представители "ЮКОСа" подтвердили, что компания не возобновляла поставок в адрес PetroChina. Таким образом, компания опровергла сделанное в прошлую среду заявление первого вице-президента ОАО "РЖД" Хасяна Зябирова о том, что ОАО "РЖД" достигло договоренности с "ЮКОСом" о выполнении графика оплаты всех объемов перевозок нефти в Китай до конца 2004 года.
PetroChina является дочерней структурой China National Petroleum Corporation (CNPC). Как ранее сообщал "Интерфакс-Китай", по расчетам аналитиков инвесткомпаний, прямые убытки PetroChina от недопоставок нефти "ЮКОСа" не превысят $1 млн. и связаны с инфраструктурными затратами на изменение торговых схем. В то же время китайская компания может попробовать оспорить у "ЮКОСа" неполученную выгоду от недопоставленных им 1 млн. тонн нефти. По подсчетам, маржа PetroChina от операций по переработке и сбыту нефти составляет около 15% от ее стоимости. Таким образом, недополученная прибыль китайцев составит около $45 млн.
"ЮКОС" прекратил отгружать нефть в адрес структур CNPC 28 сентября из-за невозможности осуществлять их предэкспортное финансирование. CNPC тогда направила российской компании письмо с требованием соблюдать подписанные соглашения о торговле и в кратчайшие сроки возобновить поставки нефти, а президент ОАО "Российские железные дороги" Геннадий Фадеев выразил уверенность, что поставки нефти "ЮКОСа" в Китай возобновятся в полном объеме до 20 октября. В прошлую среду пресс-служба РЖД передала заявление первого вице-президента компании Хасяна Зябирова о том, что ОАО "РЖД" договорилось с "ЮКОСом" о выполнении графика оплаты всех заявленных объемов перевозок нефти до конца 2004 года.
Представители "ЮКОСа" и CNPC тогда отказались подтвердить факт возобновления поставок PetroChina. 25 октября, однако, выяснилось, что НК, как и заявляла ранее, продолжит поставки нефти лишь в адрес своего второго китайского контрагента, компании Sinopec.
Как заявил информационным агентствам вице-президент ЗАО "ЮКОС-РМ" по транспорту и логистике Александр Сапронов, "в настоящее время "ЮКОС" поставляет ежемесячно 280 тыс. тонн нефти в Китай через погранпереход Наушки (Бурятия) в адрес китайской Sinopec транзитом через Монголию (до китайского города Эрлянь-Хото). Экономически эти поставки более эффективны, чем по маршруту, который использовался для поставок в адрес CNPC, — через погранпереход Забайкальск-Маньчжоули на российско-китайской границе. По словам Сапронова, расстояние от Ангарска до Наушки составляет 700 км при тарифе на транспортировку нефти чуть более $30 за тонну, в то время как через Забайкальск тариф составляет около $60 при расстоянии от Ангарска 1 тыс. 500 км. "Мы будем продолжать поставки нефти в Китай, только по другому направлению", — заявил вице-президент "ЮКОС-РМ".
Источник материала "Коммерсантъ-Daily".
Вторник, 26 октября 2004, 10:56
|