Золотовалютные резервы продолжают бить рекорды. Не успев покорить $100-миллиардную высоту, они за прошлую неделю возросли еще на $5,1 млрд. Такой прирост был только однажды — летом 1998-го, когда Россия получила от МВФ $4,8 млрд стабкредита.
"Я помню то время, когда резервов было мало, — делилась вчера впечатлениями первый зампред Центробанка Татьяна Парамонова, вернувшаяся в ЦБ вскоре после кризиса 1998 г. — Тогда объем резервов был важен с точки зрения устойчивости страны, и их накопление являлось первоочередной задачей".
Теперь на повестке дня другие проблемы. Благодаря в первую очередь высоким ценам на нефть (если в 1999 г. баррель Urals стоил в среднем $17,3, то в 2003 г. — уже $27,3, а вчера его торговали почти по $43) золотовалютные резервы России растут как на дрожжах. С 1999 г. они выросли почти в девять раз — с $12,3 млрд до $105,2 млрд.
Из них $5,1 млрд пришлись на последнюю неделю — 15-22 октября. Это цена, которую пришлось заплатить ЦБ за сдерживание укрепляющегося рубля. Такого скачка — более $1 млрд в день без учета выходных — до сих пор не было, отмечает аналитик "Тройки Диалог" Антон Струченевский. Больше — $5,6 млрд за неделю — резервы прибавили лишь однажды, в июле 1998 г., когда Россия получила стабилизационный кредит от Международного валютного фонда на $4,8 млрд.
Столь солидные резервы, конечно, повышают привлекательность России в глазах международных инвесторов, но в то же время подхлестывают инфляцию. В то, что денежным властям удастся вписаться в официальный прогноз 10%-ного роста цен за год, верят разве что самые отчаянные оптимисты. Например, по оценке "Ренессанс Капитала", инфляция составит 10,9%.
Так что рекордный рост резервов может стать для Центробанка пирровой победой, предупреждает экономист ОФГ Ярослав Лисоволик. Если ЦБ продолжит поддерживать доллар, то раскручивание инфляции неизбежно, соглашается директор аналитического управления "Ренессанса" Алексей Моисеев. Впрочем, Лисоволик надеется, что чиновники изменят тактику и "денежный навес, скопившийся в экономике, не перекочует на следующий год".
Узнать, что думают по этому поводу в Центробанке, вчера не удалось: первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев и зампред Константин Корищенко находятся в командировке. Впрочем, Струченевский из "Тройки" не видит серьезных причин для беспокойства. Сейчас рост резервов не так опасен, как раньше, указывает он, ведь часть средств, печатаемых ЦБ, оседает в стабилизационном фонде. К тому же, добавляет Струченевский, в прошлом году денежная масса росла быстрее, чем в 2002 г., но инфляция была ниже. Это произошло потому, что хорошо работал фондовый рынок, и если он сможет и дальше успешно переваривать избыточную ликвидность, то раскручивания инфляции можно избежать, надеется он.
Тем временем аналитики едва поспевают менять прогнозы резервов. Совсем недавно "Тройка Диалог" ориентировала клиентов на $110 млрд к концу года, "Атон" и ОФГ — на $104 млрд. Новый прогноз "Тройки" — $125 млрд, говорит Струченевский. Пересматривает оценку и "Атон", хотя его аналитик Алексей Воробьев обещает менее резкие изменения. "Есть соблазн задрать [прогноз по ЗВР], — признается он. — Но если правительство станет инвестировать средства стабфонда в обязательства иностранных государств, то рост резервов притормозится".
Источник материала "Ведомости".
Пятница, 29 октября 2004, 11:30
|