финансовая компания PROFIT HOUSE
  • Котировки акций
  • Лидеры роста-падения
  • Интернет-трейдинг QUIK  
  • Открыть счет
  • Раскрытие информации

  • 115114, Россия, Москва,
    Дербеневская набережная, дом 11, корпус А, помещение 80.
    Тел: (495) 232-3182; факс: (495) 795-3290
    http://www.phnet.ru; client@phnet.ru
        
     PHnet.ru 
     На страницу для просмотра 
     Отправить на принтер 
     Версия для печати 
       
    Обзоры и прогнозы

    Авиапрому осталось недолго

    Чиновники уже не скрывают, что российский авиапром ждет скорый конец. Минпромэнерго отводит производителям гражданских самолетов не более пяти лет и немногим больше — военной авиаиндустрии. Эксперты опасаются, что чиновники ограничатся просьбами увеличить госдотации умирающей отрасли, хотя один оборонный заказ в 2005 г. уже превысит $6 млрд.

    По данным Минпромэнерго, в российской авиапромышленности занято 513 000 человек. В 2003 г. индустрия выпустила продукции на $6,5 млрд. Магистральных самолетов в России было произведено 9 шт. Европейский авиапром при 400 000 занятых произвел продукции на 60 млрд евро, в том числе 305 авиалайнеров Airbus. А одно гражданское подразделение американской Boeing, имеющее 180 000 работников, выпустило 290 лайнеров на сумму $32 млрд.

    Через пять лет российские авиакомпании пересядут на продукцию Boeing, а отечественное гражданское самолетостроение умрет, если правительство не примется его "спасать", признал вчера на "круглом столе" руководитель департамента ОПК Минпромэнерго Юрий Коптев. Затем наступит "очередь" и военной авиации. В 2003 г. доля авиапромышленности в ВПК составляла 45%. Однако с 1993 г. российские ВВС не заказывают новые самолеты, объем же экспорта истребителей в Китай и Индию вскоре упадет, прогнозирует Коптев. В результате в 2012 г. в российских ВВС "останутся только две пилотажные группы", пообещал чиновник.

    Рецепт спасения по Минпромэнерго неоригинален. По словам Коптева, надо создать Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК), принять программу поддержки закупок гражданской авиатехники и переработать прежние — неудачные — программы развития ВПК. Этим вопросом сегодня займется военно-промышленная комиссия под руководством премьера Михаила Фрадкова. По проекту ОАК в 2005 г. специальной управляющей компании предстоит определить, какие типы самолетов надо строить в России, а какие из отечественных авиастроительных заводов следует сократить. При этом количество занятых в авиапроме сократится в 2,5-2,8 раза, а господдержка вырастет с $330 млн до $1,5-1,7 млрд в год (включая расходы на военное авиастроение). В таком случае, обещал Коптев, Россия останется третьим после Airbus и Boeing производителем гражданской авиатехники, а военные смогут заменить устаревшие самолеты на новые.

    Экспертов эти идеи повергли в уныние. Не ясно, в состоянии ли хоть один из восьми российских авиазаводов справиться с серийным производством новых пассажирских самолетов, полагает директор Всероссийского института авиационных материалов (ВИАМ) Евгений Каблов. Поэтому вопрос о сокращении числа авиазаводов ему кажется риторическим — их профильным бизнесом становятся земельные спекуляции, а не выпуск авиатехники, говорит эксперт.

    А зампредправления Союза авиапромышленности Константин Крохин опасается, что опять затянется вопрос выбора одного из типов лайнеров. Ульяновский "Авиастар" с 1992 г. выпустил несколько ближнемагистральных авиалайнеров и теоретически способен к серийному производству, говорит Крохин, но судьбу авиапрома надо решать в ближайшее время. Публично о возможности скорого краха отрасли чиновники заговорили в первый раз, отмечает редактор журнала Moscow Defence Brief Руслан Пухов. "Это похвально, но есть опасения, что энергия чиновников опять уйдет в переписывание никому не нужных концепций, — говорит он. — То, что при объеме гособоронзаказа в 2005 г. $6,3 млрд армия не покупает ни одного нового самолета, — следствие некомпетентности и коррупции, а никак не нехватки денег".
     

    Источник материала "Ведомости".

    Пятница, 29 октября 2004, 11:32

     
                                                                                                                                                                                                     

     

        
     PHnet.ru 
     На страницу для просмотра 
     Отправить на принтер 
     Вверх страницы