Рейтинг General Motors и Ford, одних из крупнейших мировых эмитентов облигаций, может быть понижен до спекулятивного. Это произойдет в том случае, если прибыль американских производителей продолжит снижаться. На их фоне показатели конкурента — японской Toyota выглядят, как никогда, впечатляющими.
General Motors - крупнейшая мировая автокомпания по числу произведенных автомобилей. В 2003 г. он реализовал во всем мире 8,1 млн машин. Объем продаж в прошлом году составил $185,5 млрд, чистая прибыль выросла до $3,8 млрд. Ford Motor в 2003 г. продал 6,72 млн автомобилей. По итогам прошлого года выручка Ford составила $164,2 млрд, чистая прибыль - $495 млн. Toyota Motor в 2003 г. заняла второе место в мире по количеству проданных автомобилей - 6,78 млн, сместив Ford на третье. По показателю прибыли японская компания намного превосходит американских конкурентов. По итогам 2003/04 финансового года, завершившегося 31 марта, чистая прибыль Toyota составила $10,2 млрд при объеме продаж $152,2 млрд.
В сентябре рейтинговое агентство Standard & Poor's снизило рейтинг облигаций GM до самого низкого инвестиционного уровня ВВВ-. Бумаги, рейтинг которых ниже всего лишь на один пункт, относятся уже к спекулятивным. Рейтинг GM у других рейтинговых агентств немногим лучше. Moody's в июне 2003 г. понизило рейтинг GM до Ваа1, что на две ступеньки выше спекулятивных бумаг. Но при этом агентство указало, что может понизить рейтинг крупнейшего в мире автоконцерна. Между тем еще в 2002 г. рейтинг GM был на две ступени выше — А2. Рейтинг бумаг General Motors у Fitch Ratings составляет ВВВ. По классификации агентства от спекулятивного уровня их отделяет только один пункт, и оно также может понизить их рейтинг.
Практически аналогичные рейтинги агентства присвоили и обязательствам Ford. S&P присвоило им рейтинг ВВВ-, Moody's — Ваа1. Впрочем, в отличие от GM агентство не указывает на возможность его понижения. И лишь Fitch Ratings присвоило обязательствам Ford рейтинг ВВВ+ — на ступень выше, нежели чем у GM.
В то же время долговые рейтинги более успешного конкурента американских автокомпаний — японской Toyota намного лучше. У Moody's он составляет Аа1 с 2002 г., у S&P — наивысший ААА.
"Падение прибылей двух [американских] автопроизводителей от основной деятельности в сочетании с неясными перспективами экономического роста в следующем году не сулят ничего хорошего их кредитным рейтингам", — констатирует кредитный стратег из банка BNP Paribas Вивек Тавадей. По его мнению, кредитные рейтинги GM и Ford могут быть пересмотрены уже в начале следующего года в сторону дальнейшего понижения.
Рынку и раньше приходилось сталкиваться с так называемыми "падшими ангелами", компаниями, потерявшими инвестиционный рейтинг. Например, два года назад доходность облигаций Fiat более чем удвоилась за три месяца, когда их кредитный рейтинг был подвергнут пересмотру и в итоге снижен до спекулятивного.
Но этого никогда не происходило с такими крупными эмитентами, как GM и Ford. Общий объем выпущенных ими облигаций составляет более $200 млрд. Только General Electric имеет больший объем долговых обязательств. При этом бумаги GM и Ford представляют основной объект вложений для большой группы инвесторов, которые воздерживаются от вложений в спекулятивные бумаги. Кроме того, оценка бумаг двух американских автопроизводителей отражается на общих индексах рынка. Снижение рейтинга GM и Ford в теории должно привести к росту облигаций компаний других секторов: телекоммуникационного, энергетического и жилищно-коммунального. (FT, 29.10.2004, Олег Митяев)
Источник материала "Ведомости".
Понедельник, 1 ноября 2004, 11:08
|