В октябре российская экономика продолжала стагнировать и годовые результаты окажутся хуже прошлогодних, полагают экономисты инвестбанков. Экономическому росту мешают неуверенность инвесторов и активность государства, изымающего у компаний экспортные сверхдоходы.
Аналитики инвестиционных банков, участвующие в консенсус-опросе "Ведомостей", считают, что в октябре экономика сработала примерно на уровне сентября — тогда рост почти остановился (см. таблицу). Из-за высоких цен на нефть быстро растет денежный объем экспорта, а рост курса рубля и доходов населения обеспечивает заметное увеличение импорта, отмечает начальник информационно-аналитической службы ММВБ Олег Кузнецов. Но промышленности мешает снижение инвестиционной активности, говорит главный экономист "Тройки Диалог" Евгений Гавриленков. А из-за меньшего, чем год назад, количества рабочих дней результаты октября могут оказаться даже хуже сентябрьских, отмечает он.
Усиление налоговой нагрузки вынудило экспортеров урезать свои инвестпрограммы, поясняет старший экономист ФК "УралСиб" Владимир Тихомиров. Это и нехватка экспортных мощностей сдерживают рост добычи. Из-за неопределенности с инвестпланами выпуск труб в сентябре упал по сравнению с прошлогодним на 10%, отмечает экономист Челиндбанка Дмитрий Панов.
Повысив фискальное давление на нефтяников, государство резко сократило возможность накопления капитала, добавляет Гавриленков. За счет профицита бюджета из частной финансовой системы стало изыматься "слишком много" ликвидности — практически все сверхдоходы экспортеров уходят в стабфонд, что тормозит экономический рост, соглашается начальник аналитического отдела финансовой группы "Держава" Владислав Орешкин. При этом из-за дорогой нефти ухудшается состояние мировой экономики, а значит, ослабевает внешний спрос на российскую продукцию, говорит начальник аналитического отдела Банка Москвы Кирилл Тремасов. Российская экономика "может продолжить торможение вплоть до полной остановки", полагает он.
Некоторые надежды на возобновление роста аналитикам дает банковская система — оживление кредитования может стать стимулом для промышленности, считает Алексей Моисеев из "Ренессанс Капитала". Начальник аналитического отдела казначейства Внешторгбанка Николай Кащеев напоминает, что объем свободной банковской ликвидности достиг 320 млрд руб. Поэтому вскоре возобновится и рост кредитов, надеется Владимир Пантюшин из Росбанка. Иностранных инвесторов дополнительно впечатляет бурный рост золотовалютных резервов ЦБ, замечает аналитик "Церих Кэпитал Менеджмент" Юлия Гросул. Укрепление рубля обеспечивает дедолларизацию частных сбережений и дает новые импульсы для инвестиций, добавляет Кащеев. Из-за "сильных" фундаментальных положительных факторов в IV квартале страна может рассчитывать и на приток капитала, прогнозирует главный экономист ING Bank по России Юлия Цепляева.
Но итоги 2004 г. все равно окажутся хуже прошлогодних, убеждены экономисты. Если в 2003 г. цена нефти сорта Urals, по расчетам Моисеева из "Ренессанса", выросла к 2002 г. на 14,5%, то только за январь — ноябрь 2004 г. — на 24%. При этом по сравнению с июльскими ожиданиями снизились оценки годового прироста инвестиций и промышленности. Зато более оптимистичными стали прогнозы объема торговли и экспорта.
Впрочем, опрос промышленных менеджеров, проведенный Институтом экономики переходного периода, показывает, что замедление индустрии на излете — в октябре стали интенсивнее расти продажи и производство, а жалобы на низкий спрос и нехватку оборотных средств упали до минимального уровня за 10 лет. А вот индекс деловой активности, рассчитываемый Moscow Narodny Bank, в октябре опустился с сентябрьских 51,9 до 51,5 (50 — активность не растет) — минимальный уровень с февраля 2003 г. Промышленники жалуются на увеличение издержек, замечает экономист банка Пол Тиммонс, ведь цены на сырье на внутреннем рынке следуют за мировыми.
Источник материала "Ведомости".
Среда, 3 ноября 2004, 10:51
|