Многомиллиардные налоговые иски переполнили чашу терпения руководителей "ЮКОСа". Во вторник совет директоров нефтяной компании подал в отставку, а на прощание созвал собрание акционеров, которым предстоит утвердить банкротство компании или ее ликвидацию.
Сейчас сумма налоговых претензий к "ЮКОСу" и его основной добывающей "дочке" - "Юганскнефтегазу" за 2000-2002 гг. составляет $14,1 млрд, из которых компания погасила $3,5 млрд. Все счета и активы "ЮКОСа" арестованы, а Минприроды грозит отозвать у "Юганскнефтегаза" лицензии на добычу. Приставы собираются продать его акции.
Эксперты давно называют банкротство среди основных сценариев дела "ЮКОСа". Две недели назад на телеконференции иностранцы, занимающие семь из 11 мест в совете директоров "ЮКОСа", безуспешно уговаривали менеджмент холдинга объявить о добровольном банкротстве в день, когда власти официально объявят о продаже "Юганскнефтегаза". Не уговорив, они вынесли этот вопрос на внеочередное собрание акционеров. В его повестке дня три вопроса: ликвидация холдинга, его банкротство и — в случае принятия решения о банкротстве — утверждение антикризисной программы.
До последнего времени правление "ЮКОСа" отвергало возможность банкротства, но теперь менеджеры изменили позицию. Правление объявит о банкротстве, когда объем обязательств "ЮКОСа" превысит стоимость его активов, заявил "Ведомостям" председатель правления "ЮКОСа" Стивен Тиди.
По данным "ЮКОСа", на начало года его активы составляли $18,5 млрд, но обязательства компании перед кредиторами, поставщиками и налоговиками уже превысили $17 млрд, говорит источник в "ЮКОСе". Он включает в эту сумму все требования ФНС, в том числе еще не признанные судом.
Созвав собрание акционеров, независимые директора "ЮКОСа" подали в отставку. "По мере того как росло давление правительства на "ЮКОС", члены совета директоров все чаще задавались этим вопросом [об отставке]. Они начали сомневаться в том, что смогут в такой ситуации нормально работать", — вспоминает Тиди. Новый совет директоров "ЮКОСа" будет избран на другом внеочередном собрании холдинга 13 января 2005 г.
На этих новостях акции "ЮКОСа" вчера подешевели в РТС на 11% до $2,85. "Все поняли, что надежды [на благополучный исход дела "ЮКОСа"] больше нет", — говорит трейдер "Тройки Диалог" Алексей Долгих.
По словам источника, близкого к "ЮКОСу", во вторник Тиди и финансовый директор Брюс Мизамор доложили совету директоров о ситуации в компании. По их мнению, существует серьезный риск неуплаты экспортной пошлины, что может вызвать проблемы с поставками нефти на экспорт уже в ноябре. Впрочем, утверждает источник, даже в такой ситуации менеджеры попытались убедить совет, что банкротство не единственный выход. Но на этот раз их доводы директоров не убедили. "После того как ФНС выставила "ЮКОСу" и "Юганскнефтегазу" беспрецедентные налоговые претензии за 2002 г. на сумму $9 млрд, аргументов у менеджмента больше не осталось", — говорит источник, близкий к "ЮКОСу".
Отставка совета директоров может иметь и положительные последствия для компании. "ЮКОСу" приходится принимать очень важные стратегические решения, а без дееспособного совета директоров делать это невозможно. Если директора понимают, что неспособны нормально работать в сложившейся ситуации, то необходимо их переизбрать", — говорит старший вице-президент "ЮКОСа" Александр Темерко. По его мнению, целесообразно согласовать новый состав совета директоров со всеми сторонами, затронутыми в процессе ["ЮКОСа"], и прежде всего с государством. А другой менеджер компании полагает, что в числе кандидатов будут высокопоставленные госчиновники и менеджеры крупных иностранных компаний.
"Последним криком" называет решение совета директоров "ЮКОСа" правительственный чиновник.
А аналитики уверены, что спасти "ЮКОС" теперь может только смена собственника. Как отмечает Стивен Дашевский из "Атона", сумма налоговых претензий уже более чем вдвое превысила капитализацию "ЮКОСа" — $6,6 млрд. "Единственный выход — продажа основными акционерами акций "ЮКОСа" или самой группы [Menatep]", — говорит он. "Говорить о какойлибо стоимости "ЮКОСа", похоже, не имеет смысла до тех пор, пока Group Menatep не выйдет из числа акционеров", — делают вывод аналитики ОФГ. Да и сам Михаил Ходорковский на судебном заседании в понедельник в очередной раз подтвердил, что "давно простился с собственностью" и "предложил свои акции для погашения долга компании".
"На мой взгляд, совершенно ясно, что дело вовсе не в том, что "ЮКОС" недостаточно платит налогов, — говорит Тиди. — Я вижу здесь стремление насчитать необходимый объем налоговых претензий, для того чтобы оправдать фактически кражу активов или смену собственников компании".
Источник материала "Ведомости".
Четверг, 4 ноября 2004, 10:24
|