В воскресенье на проходящей в Гонконге экономической конференции разразился скандал. Советник президента РФ Андрей Илларионов заявил, что российская экономика несвободна и непрозрачна. И призвал брать пример с бывшей британской колонии. Правда, не столь близкие к президенту участники конференции его не поддержали.
"За период с 1913 года ВВП России вырос в 3 раза", - заявил в воскресенье Андрей Илларионов на конференции "Экспансия капитала: от национальной экономики к транснациональной" в китайском Гонконге. Затем он обвел глазами полный зал и победоносно закончил: "а экономика Гонконга - в 30 раз". Зал обреченно вздохнул. Россия, по мнению советника президента, сбилась с пути устойчивого экономического роста и осталась позади Гонконга по причине экономической несвободы. Сейчас же, по его мнению, ситуация только ухудшается.
Андрей Илларионов отличается поразительной способностью сравнивать несравнимое. На этот раз Россия стала жертвой сопоставления с Гонконгом - небольшим форпостом, арендованным Британской империей у ослабленного Китая. Экономический либерализм Гонконга стал результатом жесткой колониальной власти британской администрации, которая действительно смогла преобразовать небольшой остров и прилегающую к нему территорию в настоящий экономический оазис. Правда, в самой метрополии в это же время британские власти проводили прямо противоположную экономическую политику, которая получила название "британского социализма" и рухнула лишь в конце 70-х годов.
Значит ли это, что для построения царства экономической свободы нужно сначала добиться колониального статуса? На вопрос "Известий" Андрей Илларионов ответил отрицательно. По его мнению, далеко не все колонии были столь же успешными, примером чего являются отрицательные колониальные эксперименты в африканских странах. Образцом же свободы, по мнению Илларионова, является отсутствие здесь центробанка. "Эти функции выполняют здесь частные банки, и экономика островного государства от этого только выигрывает", - победно завершил Илларионов.
Почувствовав недоброе, на защиту "родного" учреждения встала первый заместитель Банка России Татьяна Парамонова. "В Гонконге, может, и нет банка с названием "центральный", но зато есть центральные денежные власти, которые выполняют его функции", - заявила она. Оказывается, после кризиса 1997-1998 годов в Гонконг приехала целая команда специалистов российского ЦБ, которая изучала местный опыт управления денежной политикой. Разумеется, Татьяна Парамонова не смогла не сделать из того вояжа свои выводы, опровергающие Андрея Илларионова. "В результате нашего исследования, - заявила Парамонова, - мы пришли к выводу, что центральный банк в Гонконге имеется, хотя и имеет другое название". На это заявление Илларионов ничего не ответил. Видимо, такого поворота обновленная версия старого анекдота про объявление войны Великобритании с немедленной последующей капитуляцией не предусматривала.
Источник газета "Финансовые известия"
Вторник, 9 ноября 2004, 15:22
|