Крупные компании стараются брать в долг на Западе. Там дают дешевле — под 7-8% годовых, а в России — не меньше, чем под 10%. Средние и мелкие компании крутятся как могут: занимают в отечественных банках или берут небанковские кредиты. Условия российского кредитования жесткие, а потому и бизнес развивается тяжело.
По словам российского премьера Михаила Фрадкова, финансовые рынки являются сердцем рыночной экономики, определяют движение инвестиций, рост промышленного производства и обеспечивают рост национального богатства. И сейчас эти рынки, по его мнению, работают не так, как хотелось бы.
В течение прошедшего четырехлетнего периода финансовый рынок страны, представленный банками, пенсионными и инвестиционными фондами, общими фондами банковского управления и страховыми фондами, аккумулировал подавляющую часть быстрорастущих внутренних сбережений, норма которых в России оставалась одной из самых высоких в мире и составляла 32-35% ВВП.
Финансовые организации не только аккумулировали внутренние сбережения, но и инвестировали их в основные фонды предприятий. Объем финансовых ресурсов, привлекаемых российскими предприятиями на финансовом рынке, за последние годы вырос в несколько раз. Так, объем предоставленных кредитов российским предприятиям с 1 января 2000 года по 1 июля 2004 года вырос почти в 6 раз. Финансовый сектор предоставил российским компаниям для финансирования инвестиций свыше 3 трлн. руб., в том числе 1,7 трлн. руб. — долгосрочных. Если учесть, что за четыре года объем инвестиций в основные фонды за счет всех источников составил около 9 трлн. руб., то финансовые рынки на треть пополнили базу для модернизации экономики России.
На заседании правительства Михаил Фрадков обозначил основные задачи, которые предстоит решить правительству и бизнес-сообществу в ближайшее время. Во-первых, это задача технологической модернизации производства и развития инвестиций. "Сейчас инвестиции предприятий зачастую основываются на собственных средствах, что снижает ресурсную базу промышленного роста. Без развития финансовых рынков расширение производственной базы предприятий останется иллюзией", — подчеркнул Фрадков.
Во-вторых, капитализация российских компаний находится на низком уровне. "Все эти компании в сумме стоят меньше, чем две-три крупных транснациональных корпорации, а мы не можем рассчитать их капитализацию. А без этого нельзя говорить о справедливой конкуренции на инвестиционном рынке", — сказал премьер.
Он также отметил, что сейчас России повышают кредитные рейтинги международные агентства. По его мнению, это создает хорошие условия для притока иностранных инвестиций, к тому же растет внутреннее предложение капитала. При этом, по словам Михаила Фрадкова, емкость финансового рынка сейчас недостаточна для освоения этих средств.
По мнению главы правительства, центром по выработке предложений, связанных с увеличением емкости финансовых рынков, роста капитализации российских компаний должна стать Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), созданная в результате административной реформы. Она получила широкие полномочия по регулированию рынка ценных бумаг и других связанных с этим секторов. Премьер поручил ФСФР в первом квартале 2005 года разработать и представить в правительство стратегию развития финансовых рынков и план конкретных действий по ее реализации.
ФСФР взяло под козырек и обязалось уже в ближайшее время вынести на рассмотрение правительства концепцию закона о едином регуляторе финансовых рынков. То есть, о создании единого органа по регулированию и надзору на финансовом рынке. Для начала предполагается, что новый орган будет регулировать финансовый рынок за исключением банковского сектора. А спустя некоторое время функции единого регулятора распространятся и на кредитные организации. В переходный период будут отрабатываться взаимоотношения между существующими регуляторами — Банком России, Минфином РФ и ФСФР. В перспективе ФСФР рассчитывает взять на себя функции единого управляющего органа.
В качестве мер по реформированию рынка ФСФР предлагает усовершенствовать его инфраструктуру, то есть создать систему, в которой сделки происходят на бирже с частичным депонированием средств и гарантией поставки. Одним из способов решения этой задачи — создание центрального депозитария. "Центральный депозитарий получит уникальное право открывать счета в реестрах, и все биржевые сделки будут проходить через него", — пояснил глава ФСФР Олег Вьюгин. Он также заметил, что в этом случае сделки будут обходиться дешевле, повысится надежность, а иностранным инвесторам станет проще работать на российских площадках. Для создания центрального депозитария необходимо определить его законодательный статус, а также принять законы о биржевом деле и о клиринге.
Кроме этого ФСФР выступает за ликвидацию института финансовых консультантов. По словам Вьюгина, решено переложить ответственность при выпуске ценных бумаг на совет директоров и андеррайтеров. "Финансовый консультант не отвечает за достоверность информации аудитора и оценщика", — пояснил Вьюгин.
В 2005 году ФСФР собирается предложить изменения в законодательство, регулирующие корпоративные захваты. "Мы подготовим такое законодательство, согласуем с Минэкономразвития РФ и в течение 2005 года эти изменения должны быть сделаны", — заявил Вьюгин. Первым требованием в данной области может быть условие для того, кто начинает покупать существенный пакет акций, например, свыше 20%, то он должен сделать обязательное публичное предложение оставшимся акционерам купить эти акции по справедливой цене. Также должны быть ограничения для совета директоров, чтобы его ответной реакцией не было разрушение компании.
ФСФР совместно с депутатами Госдумы РФ намерена готовить законопроект о контроле за инсайдерской информацией. Попытки подготовить такой законопроект предпринимались неоднократно. Однако они не были удачными, поскольку законодательство в этой области во многом неприятно для профучастников, так как предполагает определенную систему расследований и довольно жесткую систему наказаний. "При этом нельзя дать точное и исчерпывающее определение, что такое инсайдерская информация", — заметил Вьюгин.
Помимо этого ФСФР предлагает увеличить штрафы за нарушения в раскрытии информации на финансовых рынках. "Любая сделка на финансовом рынке совершается на основе информации, инвесторы должны хорошо представлять, с кем они имеют дело, какова реальная информация о компании, кто ее собственник", — считает Вьюгин. По его мнению, все требования в этой области в российской практике существуют, не хватает только контроля и системы предотвращения нарушений, поскольку штраф за нарушение правил раскрытия информации незначительный. "Самый распространенный штраф — это 40-50 тыс. рублей, но что это за сумма для компаний, которые ворочают миллиардами", — сетует Вьюгин.
Кроме решения этих задач, для развития фондового рынка, по мнению руководителя ФСФР, необходимо создание новых финансовых инструментов. Вьюгин отметил что, в развитых странах "спот-рынок" составляет около 20-40%, а остальную часть рынка занимают деривативы (опционы, варранты, свопы, фьючерсы, форварды), с помощью которых происходит хеджирование (страхование от риска изменения цен). Для развития этого рынка необходимо принять соответствующий закон о срочном рынке. Попытки принять такой закон уже были. Но они не увенчались успехом из-за разногласий и трений в разных ведомствах.
Источник информации - Информационное агенство РОСБАЛТ
Понедельник, 29 ноября 2004, 18:07
|