Неразработанные месторождения Восточной Сибири содержат
по меньшей мере 20 млрд баррелей нефти. Еще пять лет назад
компания "ЮКОС" задумала построить трубу из этого региона в
город Дацин на севере Китая. Но через несколько лет у
проекта появился конкурент - "Транснефть" предложила
построить нефтепровод в порт Находка.
Выбрать окончательный маршрут должно правительство.
Чиновники не раз переносили заявленные сроки, а месяц назад
глава Экспертного управления администрации президента
Аркадий Дворкович заявил, что правительству поручено
определиться с маршрутом Восточной трубы до 15 декабря.
"Транснефть" уже направила чиновникам проект решения о
Восточном нефтепроводе. Эту информацию подтвердили
"Ведомостям" сразу несколько чиновников из Минпромэнерго и
Минэкономразвития. По словам одного из них, проект
предусматривает строительство трубы пропускной способностью
80 млн т из города Тайшет (Иркутская обл.) до поселка
Сковородино (Амурская обл.). Отсюда нефть будет
поставляться по двум направлениям: 50 млн т нефти в
тихоокеанскую бухту Перевозная (близ Находки), а еще 30 млн
- в Китай. Очередность строительства этих веток в проекте
не указана.
Вице-президент монополии Сергей Григорьев подтвердил,
что его компания предлагает именно такой вариант Восточного
трубопровода. По его словам, общая стоимость проекта
оценивается в 11.5 млрд долл., участка Тайшет - Сковородино
- 6.5 млрд долл. "В Сковородино планируется построить
нефтеналивную эстакаду и возить нефть в Находку по железной
дороге, пока не будет закончено строительство всего
проекта", - добавил С.Григорьев. Он также говорит, что
"Транснефть" просит предоставить ей льготы по налогам на
прибыль, имущество и на добавленную стоимость на период
строительства и окупаемости проекта.
Но чиновники вновь не готовы ставить точку в этом
вопросе. "Проект не согласовывает [министр экономического
развития и торговли Герман] Греф", - поясняет чиновник
одного из профильных ведомств. Чиновник Минэкономразвития
подтвердил, что его министерство не согласовало проект. Его
ведомство, в частности, смущает отсутствие гарантий
заполнения будущей трубы. С.Григорьев из "Транснефти"
подтвердил, что пока гарантирована поставка лишь 24 млн т
нефти из Западной Сибири. В ближайшей перспективе, по
мнению чиновника, железная дорога вполне может заменить
трубу при увеличении загрузки, хотя в перспективе
"трубопровод будет выгоднее железной дороги". Представитель
Минпромэнерго пообещал, что решение по проекту будет
принято до конца года. А представитель правительства
сказал, что, пока министерства не выработают согласованной
позиции, решения не будет.
Нефтяники просят от чиновников ясности. "Для разработки
Восточной Сибири необходимо понимать, в какие сроки будет
построен трубопровод, какие объемы по нему могут
транспортироваться и куда, иначе невозможно планировать
работу по месторождениям", - объясняет представитель одной
из крупных нефтяных компаний, владеющих лицензиями на
месторождения Восточной Сибири. Представитель "ЛУКОЙЛа"
Геннадий Красовский добавил, что России "необходима
диверсификация рынков поставки нефти" и глобально ситуацию
могут изменить два маршрута: Восточносибирский и Западная
Сибирь - Мурманск.
Валерий Нестеров из "Тройки Диалог" уверен, что в
ближайшее время чиновники не примут решения о строительстве
трубопровода. "И вопрос не в деньгах, а в сырьевом
обеспечении, - поясняет аналитик. - В Восточной Сибири есть
набор потенциальных активов, но нет программы их освоения,
и чиновники просто не хотят рисковать".
Источник материала МФД-Инфоцентр.
Среда, 15 декабря 2004, 10:46
|