"ЮКОС" предпринял отчаянную попытку сорвать намеченный на воскресенье аукцион по продаже "Юганскнефтегаза". Вчера компания подала иск о банкротстве в американский суд и попросила в качестве обеспечительной меры запретить проведение аукциона. Ни чиновники, ни "Газпром", считающийся главным претендентом на "Юганск", не приняли это всерьез. Зато банки, собравшиеся одолжить "Газпрому" $10 млрд на покупку "Юганскнефтегаза", занервничали.
Сегодня деятельность "ЮКОСа", бывшего некогда одной из крупнейших российских компаний, практически парализована. Ее основные совладельцы — Михаил Ходорковский и Платон Лебедев второй год пребывают в заключении, другие крупные акционеры покинули Россию, как и большинство членов правления компании. Наконец, вчера досрочно покинули свои посты три независимых члена совета директоров "ЮКОСа" — Сара Кэри, Радж Гупта и Жак Косьюско. Они объяснили это тем, что не могут больше выполнять свои обязанности, когда российские власти добиваются распада компании. Налоговые претензии к "ЮКОСу" и его "дочкам" превысили $21 млрд.
Для их погашения в воскресенье на аукционе будут проданы 76,8% акций "Юганскнефтегаза". Стартовая цена составит $8,6 млрд.
Вчера "ЮКОС" предпринял отчаянную попытку сорвать торги. Компания обратилась в американский суд с заявлением о добровольном банкротстве и попросила в качестве обеспечительной меры запретить российскому правительству проводить аукцион по продаже акций "Юганскнефтегаза", потенциальным претендентам — участвовать в торгах, а шести западным банкам — членам синдиката, собравшимся одолжить "Газпрому" $10 млрд на покупку "Юганскнефтегаза", — кредитовать газовый концерн.
Иск подан в суд по банкротствам Южного округа штата Техас согласно главе 11 раздела 11 Кодекса США о банкротстве. По словам старшего вице-президента "ЮКОСа" Александра Темерко, вчера иск был принят к рассмотрению.
"Предпринятый нами шаг — последняя попытка защитить права наших акционеров, сотрудников и клиентов. Это единственная оставшаяся у нас возможность", — говорится в официальном заявлении председателя правления "ЮКОСа" Стивена Тиди.
Выбор американского суда для подачи заявления Темерко объясняет тем, что "Генпрокуратура парализовала работу компании и не дает ей возможности судиться в России". А директор Group Menatep Тим Осборн уточняет, что дело в том, что российский суд не вынесет справедливое решение.
Удовлетворят ли американские судьи ходатайство "ЮКОСа", станет известно сегодня. Но чиновники и "Газпром" в любом случае не видят причин для переноса аукциона. "Мы действуем в соответствии с российским законодательством и намерены, выполняя решение "Газпрома", участвовать в аукционе", — заявил "Ведомостям" представитель "Газпромнефти" Александр Степаненко, добавив, что "все риски просчитаны". Каким бы ни было решение суда, оно не должно коснуться членов совета директоров "Газпрома", которые приняли решение об участии монополии в торгах, уверен представитель Минпромэнерго Станислав Наумов. Чиновник, близкий к администрации президента России, также сомневается, что что-то может повлиять на проведение торгов. "На основе решения американского суда найти основания для переноса торгов по "Юганскнефтегазу" будет тяжело", — говорит он. РФФИ же, по словам представителя фонда, выполняет поручение Минюста и готовится к аукциону "без оглядки на решение американского суда". В Минюсте отказались от комментариев.
Юристы не верят, что суд поддержит "ЮКОС". "Мне сложно представить, что американский суд может запретить проводить аукцион, — говорит партнер Marks & Sokolov Сергей Соколов. — Но даже если это произойдет, у нас нет с Америкой договора о взаимном признании судебных решений, поэтому их вердикт необязателен для исполнения российской стороной". "Думаю, что и "ЮКОС" прекрасно понимает, что аукцион все равно состоится, — рассуждает сотрудник "Газпрома". — Просто им нужен дополнительный аргумент, чтобы потом оспаривать итоги конкурса".
Но западные кредиторы "Газпрома" не столь спокойны. Менеджеры сразу двух банков, собравшихся кредитовать "Газпром" на покупку "Юганскнефтегаза", признались "Ведомостям", что, если американский суд запретит проведение аукциона, последствия для них могут быть весьма серьезными. "У каждого члена синдиката есть корреспондентские счета в американских банках и имущество в США", — поясняет один из них. А его коллега напоминает, что еще на минувшей неделе банки должны были подписать рамочное кредитное соглашение с "Газпромом", но их подписей еще нет.
В "Газпроме" уверены, что эти опасения беспочвенны. Но если кто-то из банков откажется кредитовать концерн, то замена им найдется быстро, уверяет менеджер "Газпрома", ведь "от желающих нет отбоя". По его словам, некоторые банкиры действительно нервничают, но еще никто не проявлял желания выйти из консорциума.
Для банков-кредиторов запрет проведения аукциона будет "болезненным", считает старший партнер "Джон Тайнер и партнеры" Валерий Тутыхин. "ЮКОС" выбрал американский суд потому, что "американская правовая система имеет много прецедентов обращения взыскания на имущество иностранных организаций".
Источник материала "Ведомости".
Четверг, 16 декабря 2004, 14:58
|