Король умер - да здравствует король!
На 2.07% поднялись вчера в РТС акции Лукойла и на 2.15% вырос индекс РТС. Вот так - теперь динамика российского фондового индекса, в список для расчета которого входит 71 акция, целиком и полностью зависит от стоимости акций Лукойла. Справедливости ради стоит отметить, что и доля объема сделок с этим активом на классическом рынке в РТС, как правило, вторая по величине после доли сделок с обыкновенными акциями РАО ЕЭС. Вчера из $14 млн. объема в РТС $3.8 млн. пришлось на сделки с акциями Лукойла. А почти 38% роста капитализации ЮКОСа прошли почти незамеченными для динамики совокупной капитализации рынка, да и что возьмешь с компании, капитализация которой вчера на конец дня составила около $2 млрд. Акции ЮКОСа продемонстрировали вчера крайне резкий рост благодаря активизировавшимся слухам о предложениях владельца 60-процентного пакета компании - группы Менатеп. В соответствии с этими слухами, Менатеп договорился с Газпромом о том, что газовая монополия выкупит его долю в ЮКОСе.
Итак, рынок российских акций вновь закрылся на позитивной территории, подтверждая предположения о довольно оптимистичном завершении года. Этому способствовало и признание Роснефти, о том, что она стала фактическим покупателем Юганскнефтегаза. Определенность всегда хороша для рынка, рынок ответил на это ростом, но почему-то этот рост не радует.
Стоит разобраться в том, что же мы получили от возврата Юганскнефтегаза в государственную собственность (с использованием "легальных и абсолютно рыночных" процедур, как сказал вчера на пресс-конференции президент). Государство, возможно, стало "богаче", так как теперь будет получать все доходы от продажи 11% всей нефти, добываемой в России (столько приходится на ЮНГ). Но это еще и означает, что станут богаче банки с государственным участием, через которые будут проходить нефтяные деньги и станут богаче "избранные и приближенные" частные коммерческие банки, через которые будет проходить часть этих платежей, а значит в банковской сфере трудно будет ожидать усиления конкуренции, которая могла бы стать основой для ее развития (стоит вспомнить, что у международных рейтинговых агентств наибольшие претензии существуют именно к банковской сфере).
А вот с какой скоростью дополнительные доходы государства будут доходить до граждан нашего государства (не важно, через социальные программы или инвестиции в экономику), пока что трудно понять. Во всяком случае, пример этого года, когда распухшие бюджет и стабфонд почти не влияли на увеличение темпов роста экономики и снижение долгов по зарплате, и в будущем ожидать "манны небесной" не стоит. Ну, разве что, мы быстро выплатим долги Парижскому клубу и через 5-6 лет дойдет очередь до расчетов с вкладчиками Сбербанка, которые потеряли там все свои сбережения в 1992 году…
Учитывая, что и Газпром и Роснефть никогда не были в лидерах по эффективности производства и прозрачности бизнеса, можно предположить, что и в случае с новым активом, который будет управляться госкомпанией, мы получим аналогичную ситуацию, а это значит, что ожидать дальнейшего увеличения стоимости ЮНГ и других активов ЮКОСа, которые, возможно, перейдут Газпрому, не приходится.
Все это уже отразилось на суммарной капитализации российского рынка и индексные фонды, где частные инвесторы в начале года размещали свои средства, по итогам 2004 года вряд ли дадут высокую доходность. Так что процесс "национализации" ЮКОСа прошел, в том числе, и на средства участников рынка….
Алла Петрова, Начальник отдела анализа рынка акций Вэб-инвест Банка.
Пятница, 24 декабря 2004, 11:59
|