Минувший год принес одни разочарования главному энергетику страны — предправления РАО "ЕЭС России" Анатолию Чубайсу. После смены правительства подготовка к приватизации энергетических активов была практически остановлена, и теперь мало кто верит в то, что этот процесс возобновится в ближайшем будущем. Но, как всегда, нашлись и выигравшие: "Газпром" и "Русал" смогли существенно упрочить свои позиции в отрасли.
Еще в начале года практически никто не сомневался в том, что реформа будет завершена. Единственное, с чем не определились чиновники, — когда и на каких условиях государство расстанется с генерирующими активами, оставив за собой монопольные виды бизнеса — транспорт и диспетчеризацию. Правительство вовсю обсуждало конкретные способы продажи будущих оптовых генерирующих компаний (ОГК). А инвесторы копили деньги и скупали акции РАО ЕЭС, которые могли стать платежным средством на будущих аукционах по продаже генерации.
Но после отставки правительства в конце февраля и назначения на пост премьер-министра Михаила Фрадкова эти надежды стали таять на глазах. Новый глава правительства прежде к энергетике не имел никакого отношения, а потому сразу попросил тайм-аут до конца июня, чтобы разобраться в проблеме. Но к лету ничего не изменилось.
"Премьер не сказал ни слова об остановке реформы", — цеплялся тогда за последнюю надежду Анатолий Чубайс. Однако инвесторы в это не поверили и оказались правы. Знакомство Фрадкова с отраслью явно затянулось: за 10 месяцев работы премьер не принял ни одного значимого решения по электроэнергетике. Сдвинуть дело с мертвой точки не помогли ни многочисленные презентации РАО для кабинета министров, ни визиты Чубайса в Кремль.
"Все дело в нежелании правительства брать на себя какую-либо ответственность за последствия реформы, — констатирует президент Института энергетической политики Владимир Милов. — Чиновники ничего не хотят делать без прямых указаний из администрации, а она безмолвствует". Да и сам Анатолий Чубайс уже не так активно бьется за реформу, считает эксперт.
"Еще прошлой зимой он бегал по кабинетам, всех убеждал, — вспоминает Милов. — Теперь все это прекратилось — видимо, Чубайс осознал, что все это может иметь последствия для него лично".
Впрочем, нерешительность чиновников сыграла на руку некоторым инвесторам. Владелец крупнейшего в России алюминиевого холдинга "Русал" Олег Дерипаска всегда был противником создания свободного рынка электроэнергии. "Разделение принесет хаос", — пугал он последствиями энергореформы. Теперь Дерипаске, похоже, удалось отстоять свою давнюю мечту — возможность заключать прямые договоры между потребителями и производителями не только на свободном, но и на регулируемом рынках. "Это грозит коррупцией, льготными условиями и будет тормозом либерализации энергорынка", — прогнозирует директор фонда Prosperity Capital Management Александр Бранис. От неопределенности выиграл и "Газпром", который в этом году продолжил по низким ценам скупать акции РАО "ЕЭС России" и довел свой пакет в энергохолдинге до 10,6%, а также обзавелся блокпакетом в "Мосэнерго". Некоторые эксперты полагают, что власти могли специально притормозить реформу, чтобы помочь монополисту.
В 2005 г. чиновники обещают наконец сдвинуть дело с мертвой точки, но им мало кто верит. "Возможно, две-три ОГК и будут проданы. Но скорее всего это будут сделки в пользу "Газпрома", — прогнозирует Владимир Милов. А РАО ЕЭС пока что остается лишь вести подготовительную работу и рапортовать о создании очередного субъекта рынка — ОГК, ТГК, МРСК — как о новой победе.
--------------------------------------------------------------------------------
КАК ПОДЕЛЯТ РАО ЕЭС
Реформа российской электроэнергетики предполагает ее разделение по видам бизнеса: производство электроэнергии, ее передача, сбыт и др. Несколько лет назад были созданы 100%-ные "дочки" РАО "ЕЭС России": Федеральная сетевая компания (ФСК) — для управления единой национальной электрической сетью и "Системный оператор" — для оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике. Эти компании занимаются монопольными видами деятельности, и государство планирует нарастить в них свою долю до 75% плюс одна акция или увеличить до 100%.
В генерации государство планировало создать конкуренцию. Крупнейшие станции РАО войдут в семь оптовых генерирующих компаний (ОГК): шесть тепловых планируется продать, а контроль над единой гидро-ОГК государство намерено оставить за собой. Более 10% акций РАО принадлежит "Газпрому", около 6% — СУЭК; "Евразхолдинг", "Комплексные энергетические системы", "Интеррос" и НРК собрали по 2-3%, группа "Энергетический стандарт" и "Базовый элемент" — 1-2%. Государство владеет 52,68% РАО.
Источник материала "Ведомости".
Четверг, 30 декабря 2004, 10:33
|