В распоряжении доклад Ъ оказался доклад председателя Счетной палаты Сергея Степашина об итогах российской приватизации 1993-2003 годов. Слушания доклада в Госдуме переносились неоднократно - власть пока не торопится разыграть эту карту. Впрочем, так как во власти есть сторонники продолжения раскулачивания олигархов, явка господина Степашина в Думу с документом, обосновывающим массовый пересмотр итогов приватизации, может состояться в любой момент.
Для чего написан доклад
Счетная палата создана для того, чтобы проследить, как (по закону или с его нарушениями) и насколько эффективно используются государственные деньги и имущество. Поэтому полномочия для анализа итогов приватизации у нее безусловно есть. Доклад получил первоклассную пиар-поддержку. Первоначально ожидалось, что он будет секретным и, по сути, станет справочной базой для Генпрокуратуры. На деле получилось не так таинственно и уж вовсе не сенсационно.
Хотя связь между появлением доклада Счетной палаты и деятельностью Генпрокуратуры в рамках дела ЮКОСа определенно есть. Сергей Степашин давно прославился неоднократными попытками поймать политический ветер в свои паруса, так что его доклад - это отклик на поворот российской политики, который и обозначило дело ЮКОСа.
В анализе российской приватизации делается ряд ожидаемых наблюдений. Во-первых, политика в приватизации шла впереди юридического оформления процесса. Во-вторых, правовая база была неполной. В докладе говорится, например, что есть масса случаев, когда Госкомимущество не регистрировало свои акты в Минюсте, а значит, они являлись незаконными. Приводятся примеры, когда ряд оборонных предприятий был приватизирован на явно недостаточном основании решений территориальных органов Госкомимущества. В-третьих, приватизация не выполнила целей, ради которых затевалась: не произошло роста эффективности производства, приватизация "не оправдала социальных ожиданий". Итоговые выводы, как и следовало ждать, даны на любой вкус. На странице 144 доклада говорится: "Недостаточность и неполнота законодательной базы не является основанием для отмены либо пересмотра итогов приватизации 1993-2003 годов" (выделено в докладе.- Ъ). На следующей странице говорится совсем другое: "Необходимо в судебном порядке обеспечить восстановление нарушенных прав законного собственника - государства " (выделено в докладе.- Ъ).
Кто под прицелом
Доклад - вовсе не историческое исследование. Он не обошел вниманием и новейшие достижения в фактическом пересмотре приватизации, когда атаке защитников госинтересов подвергаются не собственно приватизационные сделки, а "практика минимизации налогообложения". В духе времени в докладе говорится, что особенно широко эта практика распространена в топливно-энергетическом комплексе. ЮКОС, как уже отыгранная карта, не упоминается, зато фигурирует ОАО "Сибнефть", которое в 2001-2002 годах "осуществляло деятельность с участием юридических лиц-посредников, зарегистрированных в зонах льготного налогообложения (Калмыкия, Чукотка), в результате бюджет недополучил 10,1 млрд рублей. Сформированная таким образом прибыль практически в полном объеме в виде дивидендов направлялась за рубеж". Упомянуты в докладе и пресловутые байконурские схемы, в которых участвовали, в частности, многие структуры ЛУКОЙЛа.
Справедливости ради надо сказать, что поименованы в докладе не одни нефтяники. Досталось, например, и табачникам: "ОАО 'БАТ-Ява' 99,6% своей продукции в 2003 году реализовало через ЗАО 'Международные услуги по маркетингу', ОАО "Донской табак" 98,6% своих сигарет продавало через торговый дом ООО 'Донской табак: продажи и маркетинг', ЗАО 'Лиггетт-Дукат' пропустило 99,8% продукции через ООО 'ЛД Трейдинг', ЗАО 'Филип Моррис Ижора' 95,7% сигарет продало через ООО 'Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг'". Смысл - оптовому покупателю предоставлялись скидки, "что оказывает негативное влияние на налоговую базу при начислении налога на прибыль".
Особое место в докладе, естественно, занимает Анатолий Чубайс, причем сразу в двух ипостасях - как отец приватизации и как глава РАО ЕЭС. В первом качестве он не осуществлял должного контроля за процессом приватизации, в результате чего объекты госсобственности "отчуждались по заниженным ценам". Другой классический трюк - "дочерние структуры создавались не через реорганизацию базовых обществ, а как вновь учреждаемые юридические лица, что позволяло концентрировать все долговые обязательства на базовые (материнские) общества, которые, трансформируясь в управляющие структуры, утрачивали возможность погашения долговых обязательств перед кредиторами". Говорится в докладе и о делегировании Госкомимуществом права выносить решения федерального значения своим региональным подразделениям, о практике доверительного управления. Что же касается деятельности господина Чубайса во главе РАО ЕЭС, то на 1 января 2004 года совокупная задолженность по налогам РАО ЕЭС перед бюджетной системой России составила 520,4 млрд рублей, а с учетом штрафов и пеней - 1089,5 млрд рублей.
Как прочитают доклад
На самом деле в докладе говорится о тех нестыковках в процессе приватизации, которые происходили из-за того, что политика власти требовала одного, а право за этими требованиями не поспевало. Но нестыковки происходят и сейчас. Именно поэтому в докладе весьма сдержанно говорится об одной из самых скандальных страниц приватизации - залоговых аукционах. "Несмотря на очевидные нарушения,- говорится в докладе,- допущенные в ходе проведения ряда залоговых аукционов (например, случаи, когда конкурс фактически отсутствовал, а аукцион был формой завуалированного самовыкупа акций), правовые возможности для опротестования сделок могут ограничены наличием ряда судебных решений, подтверждающих законность результатов некоторых из проведенных аукционов". Относительная мягкость тона может объясняться отнюдь не наличием уже состоявшихся судебных решений (суды с переменным успехом участвовали и в приватизационных спорах), а применением техники залоговых аукционов нынешней властью.
Что такое аукцион по продаже "Юганскнефтегаза", как не залоговый аукцион наоборот? Официально он затевался для возмещения государству налоговых неплатежей ЮКОСа. Однако после того как хьюстонский суд заставил западные банки воздержаться от участия в сделке, деньги, за которые в конце концов "Роснефть" приобрела "Юганскнефтегаз", взялись из стабилизационного фонда (этот вывод делают как председатель совета директоров ЮКОСа Виктор Геращенко, так и советник российского президента Андрей Илларионов). Значит, государство фактически переложило деньги из одного кармана в другой и получило в собственность "Юганскнефтегаз". Доклад господина Степашина именно по этому поводу и говорит об аукционах в форме "завуалированного самовыкупа акций". А в саморазоблачении власть вряд ли заинтересована.
Несмотря на неприятные для власти эпизоды, доклад может быть отозван из резерва. Итоги работы Счетной палаты Дума должна рассмотреть в любом случае. Вопрос в том, как это будет сделано. Не исключено, что власть попробует использовать доклад, чтобы переключить недовольство самых незащищенных слоев населения, сейчас из-за монетизации льгот направленное на президента, правительство и "Единую Россию", на проверенных врагов режима - олигархов.
Выполнение бюджетного задания по доходам от приватизации в 1993-2003 годах:
Годы |
Бюджетное задание (млрдденоминированных рублей) |
Фактическиепоступления(млрдденоминированныхрублей) |
Выполнение (%) |
1993 |
54,0 |
66,2 |
122,6 |
1994 |
1244,9 |
116,0 |
9,3 |
1995 |
8,8 |
4,77 |
9,3 |
1996 |
12,4 |
0,83 |
6,7 |
1997 |
4,2 |
18,78 |
447,6 |
1998 |
8,1 |
15,3 |
188,9 |
1999 |
Не устанавливалось |
8,51 |
- |
2000 |
21,0 |
31,29 |
149,0 |
2001 |
20,0 |
9,8 |
49,0 |
2002 |
35,0 |
13,2 |
37,7 |
2003 |
88,8 |
90,09 |
101,5 |
Источник материала "Коммерсантъ-Daily".
Понедельник, 17 января 2005, 11:37
|