Совмин Беларуси проработает вопрос снижения объемов и диверсификации источников импортных закупок газа. Соответствующее поручение профильные ведомства республики получили от Президента Беларуси Александра Лукашенко по итогам прошедшего в пятницу Совета безопасности страны, сообщает пресс-служба белорусского Правительства.
"Экономика страны "завязана" на природный газ, поступающий из России, - отмечается в сообщении. Основной минус - вызванная политическими причинами нестабильность взаимоотношений с поставщиком-монополистом Газпромом".
"Когда газовый вентиль становится рычагом политического давления на нашу страну, это является серьезнейшей угрозой для безопасности и независимости нашего государства", - добавляется озвученное на Совете заявление А.Лукашенко.
"Чтобы уверенно смотреть в будущее, необходимо выработать эффективный механизм защиты от неблагоприятного воздействия внешних факторов. Здесь нужен комплексный, хорошо продуманный подход. И важнейшим направлением здесь должно стать увеличение доли местных видов топлива и возобновляемых источников энергии, других ресурсов", - подчеркнул белорусский Президент.
При этом он отметил также необходимость диверсификации источников импортных поставок. "Даже если мы на треть избавимся от зависимости, и будем использовать местные виды топлива, то две трети все равно будем импортировать. Здесь важно, чтобы мы имели поле для маневра и не покупали только у одного продавца", - сказал он.
В рамках выданного поручения, проект комплексной программы развития ТЭК республики должен быть разработан и вынесен на рассмотрение Правительства к 1 июля. Какие компании могут выступить поставщиками топлива помимо Газпрома, в пресс-службе Правительства пока не комментируют, отмечая, что поручение Президентом выдано на ближайшие полгода, и говорить что-то более конкретное пока рано.
Напомним, что с января по июнь 2004 года Газпром отказывался поставлять газ в Беларусь, поскольку А.Лукашенко отсрочил создание совместного предприятия Белтрансгаза и Газпрома. До 1 января 2004 года Газпром поставлял газ в Беларусь по российским ценам ($30 за 1000 куб. м), но на 2004 год решил заключить новый контракт на коммерческих условиях ($50 за 1000 куб. м), от которого Беларусь отказалась. Вместо этого республика заключала краткосрочные контракты с независимыми российскими поставщиками - "Итерой" и "Транснафтой" (в марте к ним присоединился СИБУР). В середине февраля они прекратили поставки из-за накопившегося долга, а Беларусь начала несанкционированный отбор топлива из магистрального трубопровода. В ответ Газпром почти на сутки целиком перекрыл поставки, в том числе и транзит в европейские страны.
Все время, пока продолжался конфликт, А.Лукашенко заявлял о том, что Газпром использует шантаж в переговорах с Беларусью, и запретил белорусскому Правительству продавать Белтрансгаз по балансовой стоимости.
В июне Газпром и Беларусь пришли к компромиссу и заключили контракт о поставках российского газа по $46.68 за 1000 тыс. куб. м Транспортный тариф составил $0.75 за 1000 куб. м при транспортировке газа по сетям Белтрансгаза и $0.46 - по газопроводу "Ямал-Европа". В целом по итогам 2004 года для внутренних нужд Беларуси Газпром поставил 19.6 млрд. куб. м газа, на 8.3% больше, чем в 2003 году. С учетом российского транзита суммарно импорт газа составил 54.9 млрд. куб. м, что на 7.4% превышает объемы 2003 года.
В декабре Минск и Газпром подписали новый контракт на 2005 год, по которому Беларусь получит 19.1 млрд. куб. м российского газа по тем же $46.68 за 1000 куб. м, и дополнительно до 1.4 млрд. куб. м при наличии технической возможности у Газпрома. Тариф на транзит газа также сохранялся на прошлогоднем уровне. Оценка белорусской трубы, которая должна перейти в СП с Газпромом, до сих пор не завершена, при этом А.Лукашенко уже неоднократно вновь озвучивал претензии к высоким ценам Газпрома, в связи с этим заявляя о необходимости почти двукратного повышения тарифа на транзит.
На сегодня, по данным Минэнерго Беларуси, за счет собственных ресурсов - гидрогенерации, угля, отходов деревообработки, внутренней добычи нефти и попутного газа и главным образом торфа - покрывается около 15-16% энергопотребления страны. По разрабатываемой программе это показатель планируется довести до 25-30%. Для этого, в частности, предлагается строительство мини-ТЭЦ и мини-ГЭС небольшой мощности, мероприятия по развитию торфяной промышленности и прочее.
В настоящий момент, по словам представителей министерства, ТЭК республики работает с учетом двух основных программ - принятой в 2000 году программы об основных направлениях энергетической политики РБ до 2015 года и программы увеличения до 25% доли внутренних энергоисточников на период до 2012 года, принятой в декабре 2004 года. Обе программы приняты на уровне постановлений Совмина и разработаны с учетом уже принятых подпрограмм - о развитии торфяной промышленности, гидрогенерации и прочее.
Источник материала Информационное Агентство "АК&М".
Понедельник, 24 января 2005, 13:40
|