финансовая компания PROFIT HOUSE
  • Котировки акций
  • Лидеры роста-падения
  • Интернет-трейдинг QUIK  
  • Открыть счет
  • Раскрытие информации

  • 115114, Россия, Москва,
    Дербеневская набережная, дом 11, корпус А, помещение 80.
    Тел: (495) 232-3182; факс: (495) 795-3290
    http://www.phnet.ru; client@phnet.ru
        
     PHnet.ru 
     На страницу для просмотра 
     Отправить на принтер 
     Версия для печати 
       
    Обзоры и прогнозы

    Российская экономика открыла "пятилетку застоя"

    Скромный 2004-й

    После довольно неплохих показателей шести месяцев прошлого года, сложилась тенденция замедления промышленного роста и стагнации российской экономики в целом. И это — несмотря на то, что внешние рынки осыпали ее подарками в виде благоприятной конъюнктуры мировых цен на сырье и металлы. По данным Федеральной службы государственной статистики, рост ВВП России в 2004 году составил 7,0%, промышленное производство выросло на 6,1% (производство пяти базовых отраслей — на 6,6%). Инфляция выросла на 11,7%, реальные доходы населения — на 7,8%.

    Снижение темпов экономического роста обусловлено падением инвестиционной активности, ухудшением конкурентоспособности российских предприятий (из-за укрепления рубля к иностранной валюте) при росте издержек, а также отсутствием существенных результатов проведения реформ и снижением доверия бизнеса к власти, считают эксперты.

    "Весь прошедший год руководство страны более охотно занималось вопросами дележа стабилизационного фонда, нежели проблематикой диверсификации экономики и схода с набившей оскомину "нефтяной иглы", — анализируют в ИК "Брокеркредитсервис" (БКС). — Вопросы системы налогообложения вновь остались без внимания, никого не волнует и то, что инфляция который год оказывается выше прогнозов правительства. Тем временем воз структурных реформ и ныне там. Частичная экспроприация дополнительных доходов нефтяников с живыми примерами, конечно, повышает налоговую дисциплину, однако создает латентный конфликт между властью и бизнесом, который начинает побаиваться России". В общем, пока у Кремля получаются только силовые реформы и кое-как — административные, а над экономикой замаячил призрак стагнации, резюмируют в БКС.

    Руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин добавляет, что "ЦБ и Минфин все время производят сжатие денежной массы и закачивают деньги в стабилизационный фонд, таким образом, не позволяя использовать преимущества, которые обеспечивает приток экспортной выручки".

    Что год текущий нам готовит?

    Эксперты уверены, что в 2005 году ситуация в экономике России не улучшится. По оценке того же Евгения Ясина, если в нынешнем году не будут приняты экстраординарные и адекватные меры в целях восстановления доверия бизнеса к государству, темпы роста ВВП — основного индикатора развития экономики — не превысят 3,5-4%, при инфляции в 12-15%. "Шаги по либерализации экономики, создание обстановки доверия — это необходимые условия. Вопрос в том, насколько руководство страны к этому готово, — подчеркивает Ясин.

    Ответственный за развитие отечественной экономики, глава Минэкономразвития РФ Герман Греф также не скрывает, что ключевыми факторами снижения темпов роста являются не только низкий уровень доверия между бизнесом и властью, но и замедление темпов проведения реформ. При этом он ожидает рост ВВП в 2005 году на уровне 5,8%, однако, при отсутствии позитивных сдвигов, этот показатель может снизиться до 4,5%. Что касается инфляции, то министр уверен в удержании инфляции в рамках запланированных 8,5%.

    Более оптимистического прогноза придерживается глава Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. "В будущем году, учитывая высокие цены на нефть (порядка $35 за баррель), темпы роста снизятся, но не катастрофически, — говорит он. — Рост ВВП будет между 5,5% и 6%, но дальше, вместе с исчерпанием возможностей нефтяного экспорта, темпы экономического роста продолжат падение. Других генераторов роста мы пока не вырастили".

    Аналитики БКС дают прогноз по ВВП на уровне 5,9%. "Дальнейший рост ВВП сопряжен с трудностями наращивания физического объема выпуска в некоторых отраслях в связи с исчерпанием резерва свободных мощностей. Снижение темпов экономического роста будет иметь те же причины, что и в 2004 году, — говорят в БКС. — Снижение инфляции — одна из важнейших задач экономической политики. Однако, если избыточная денежная масса не будет стерилизована, уложиться в 2005 году в заложенные в бюджет 7-8% будет сложно. Впрочем, министр финансов уже говорил, что внутренние заимствования правительства могут быть увеличены. У ЦБ есть инструменты для связывания избыточной рублевой ликвидности, и монетарная составляющая будет находиться под контролем. Внутренние цены на нефтепродукты, скорее всего, стабилизируются, или даже немного снизятся. Основной вклад в рост цен будут вносить растущие тарифы естественных монополий и ЖКХ".

    В ИК "Интерфин трейд" уверены, что российская валюта продолжит своё укрепление по отношению к доллару и евро, хотя и не столь заметное, как в 2004 году. При этом номинальный курс российского рубля по отношению к доллару незначительно снизится — до уровня 29 рублей. "На фоне роста оплаты труда в бюджетной сфере ожидается дальнейшее увеличение потребительского спроса на товары и услуги. Оплата труда работников бюджетной сферы повысится по итогам года на треть. Вместе с тем, пенсии фактически планируется лишь проиндексировать на 12%", — говорят аналитики "Интерфин трейд". В 2005 году отношение положительного сальдо внешнеторгового баланса к ВВП, даже на фоне высокой экспортной выручки, сократится до 10%, против 12,6% в прошлом году, продолжают в инвесткомпании.

    Рост уровня безработицы в стране к концу года, по оценкам БКС, составит 7,4%. "Дальнейшее снижение безработицы конфликтует с желанием предприятий повысить производительность труда одновременно со снижением численности занятых. С другой стороны, повышение экономической активности, развитие розничной торговли и прочих отраслей создает предпосылки для сохранения тенденции к снижению уровня безработицы", — говорят аналитики.

    "В целом следует отметить, что без реализации единой государственной промышленной политики и проведения структурных реформ в стране рассчитывать на повышение темпов роста российской экономики не приходится, о чем говорится не первый год, — резюмируют эксперты Русского Экономического Общества. — При этом под единой промышленной политикой подразумевается не просто перераспределение ресурсов административными методами от добывающих секторов перерабатывающим, но четкое определение приоритетов отраслевого развития экономики страны и его стимулирование исключительно экономическими методами".

    Для отечественной экономики крайне необходимо формирование системы поддержки и стимулирования развития перерабатывающих отраслей, и в первую очередь — малого и среднего бизнеса, загнанного сегодня в угол. При этом не следует забывать о необходимости создания благоприятных условий для развития сырьевых секторов, так как, скорее всего, именно они в ближайшие годы сохранят статус локомотива роста всей российской экономики. Мероприятия по поддержке малого предпринимательства в России в 2005 году будут профинансированы из федерального бюджета всего лишь на 1,5 млрд. рублей.

    "Нефтянке" дадут передохнуть

    Прошлый год оказался успешным для российского нефтегазового сектора: добыча нефти в России достигла максимума за 13 лет. Российские нефтяные компании за год добыли 421 млн. тонн нефти. Лидеры по объёмам добычи — "Лукойл", "ЮКОС" и "ТНК-BP". В 2005 году прирост объемов добычи может снизиться до 6,0-5,5%, с прошлогодних 9%, говорят в "Интерфин трейд". "Это объясняется значительной степенью выработанности существующих месторождений и низкими темпами освоения новых. Основная причина замедления роста добычи — в снижении объёмов капвложений, что, в свою очередь связано как с увеличением налоговой нагрузки на отрасль, так и с общей неопределённостью, порождаемой отношением государства к нефтяному сектору", — уточняют эксперты.

    Есть надежда, что в этом году власть не только не будет увеличивать, а, напротив, снизит уровень изъятия денег из экономики, в том числе из топливного сектора — в частности, для того, чтобы нефтяники были способны принимать инвестиционные решения. "Правительство стремится улучшить налоговый режим в нефтяной отрасли введением дифференцированного налогообложения месторождений и обеспечить большую стабильность в отношениях государства и недропользователей принятием новой редакции закона "О недрах", — считают аналитики ИК "Тройка диалог".

    Не исключено, что в 2005 году власти примут решения об использовании части средств стабилизационного фонда на инвестиции в транспорт, в геологоразведку, в интенсификацию добычи на новых нефтяных месторождениях.

    Мутный газ

    Продолжают оставаться неясными перспективы реформы рынка газа в стране. Несколько либералов в правительстве по-прежнему настаивают на реформах, которые разделят "Газпром" на производственные и транспортные предприятия, однако эти фигуры не имеют серьезной поддержки, чтобы что-либо изменить. К тому же президент РФ Владимир Путин несколько раз очень ясно давал понять, что он видит "Газпром" стратегически важной компанией и не поддержит ее разделение, которое, на его взгляд, поставит под угрозу российскую газовую отрасль. "В 2005 году "Газпром" вряд ли будет потрясен крупными реформами рынка газа. Единственное изменение, которого можно ожидать — предоставление большего доступа нефтяным и газовым компаниям к системе трубопроводов "Газпрома", в том числе и независимым", — говорят в БКС.

    Единственная большая проблема газовой отрасли может разрешиться в скором времени. Рынок акций ОАО "Газпром" будет либерализован в 2005 году. Об этом заявил на экономическом форуме в Давосе вице-премьер правительства РФ Александр Жуков. Последствия этой либерализации для "Газпрома" — повышение капитализации компании, привлечение иностранных инвестиций. "Основным условием либерализации рынка акций считалось получение государством контрольного пакета в "Газпроме", ради которого, как предполагалось ранее, и было организовано слияние с "Роснефтью". Однако сейчас нет уверенности, что слияние с этой компанией состоится, и в этом случае государству придётся разрабатывать иные схемы, чтобы получить контроль над компанией", — говорят в "Интерфин трейд".

    Металлургов проверят на прочность

    В 2004 году предприятия машиностроения и металлургии перехватили пальму первенства у ТЭКа, и темп роста этой отрасли составил 11,7%. Следом, естественно, идет нефтедобыча с 8,8%. Лидерство металлургии связано с резким ростом мировых цен на металлы и изделия из него. "Блестящим показателям в 2004 году металлургия обязана значительным инвестициям в основной капитал в предыдущие годы, — говорят в БКС. — Однако, по прогнозам, дни большого везения для металлургов сочтены. Во втором полугодии 2005 года ожидается спад на продукцию отрасли, что неизбежно отразится на темпах роста отрасли не в лучшую сторону".

    В аналитических прогнозах Goldman Sachs Group Inc. на 2005 год утверждается, что спрос на металлы будет расти менее высокими темпами, чем в прошлом году, что позволит предложению превзойти спрос. Другим фактором, который сможет повлиять на цены, станет снижение темпов экономического роста, которое приведет к ослаблению давления на рынок металлов.

    Гендиректор Центра политической конъюнктуры Константин Симонов считает, что вмешательство власти в реальные секторы экономики (в том числе и металлургию) в 2005-2006 годах усилится: "Государство будет стремиться реализовать инвестиционные проекты в металлургии. Причиной этого являются увеличение оборонного заказа, развитие строительной отрасли, а также реализация ряда крупных трубопроводных проектов. В то же время политика вмешательства государства в металлургию может носить агрессивный характер. Это, в частности, может коснуться ценообразования, налогообложения и борьбы с неэффективными производствами".

    Вероятно, в 2005 году российские компании продолжат скупку металлургических активов, однако, это будут по большей части зарубежные компании (все стоящие комбинаты и ГОКи внутри страны давно имеют своих собственников): значительные денежные средства, заработанные металлургами по итогам прошлого года, должны работать на перспективу. А перспектива эта, как уже было сказано, в течение ближайших лет будет тускнеть в виду смены цикла развития отрасли.

    Энергореформа с политическим риском

    В 2004 году в российской электроэнергетике претворялась в жизнь часть принятых в 2003 году решений по реформированию отрасли и ее реструктуризации. Были одобрены решения по созданию практически всех компаний в соответствии с целевой структурой отрасли (ОГК, ТГК, МРСК и т.д.). Кроме того, ряд активов РАО "ЕЭС России" получил официальную оценку стоимости, дав тем самым первый ориентир российским инвесторам относительно будущих коэффициентов обмена акций существующих компаний на бумаги компаний будущих. Часть региональных АО-энерго полностью завершили свою реорганизацию, заключающуюся в разделении по видам бизнеса (генерация, транспортировка, сбыт).

    Текущий год станет годом ожидания принятия конкретных решений по ключевым вопросам реформы электроэнергетики сначала со стороны правительства, затем со стороны менеджмента РАО "ЕЭС России". Дело в том, что ключевые вопросы реформы (механизм продажи акций ОГК и правила работы оптового рынка) по-прежнему остаются за бортом, а как следствие — сохраняется высокая неопределенность относительно перспектив реформы и будущей стоимости энергоактивов. "Плюс ко всему "заполитизированность" всех решений по энергореформе вкупе с государством-мажоритарием в РАО "ЕЭС России" добавляет еще и высокие политические риски, свойственные российской экономике", — сетуют аналитики БКС.

    Связь и банки — на вырост

    По мнению аналитиков, основным событием 2005 года в телекоммуникационной отрасли должна стать приватизация ОАО "Связьинвест". До сих пор не известен план приватизации: объем государственного пакета и сроки. "Если государство продаст все оставшиеся у него 75% акций, то этот сектор может стать лидером роста по итогам 2005 года: переход операторов связи в частное управление способен существенно повысить их финансовые показатели", — говорят в БКС.

    В этом году прояснится и будущее монополиста дальней связи — "Ростелекома". С одной стороны, на рынке могут появиться первые конкуренты, и будет ясно, насколько "Ростелеком" готов к вызову со стороны других потенциальных операторов дальней связи. С другой стороны, важнейшим вопросом для компании является все-таки грядущая приватизация "Связьинвеста", и если "Ростелеком" будет исключен из этого процесса, это может привести к тяжелейшим последствиям для компании.

    Что касается операторов мобильной связи, то в 2005 году специалисты ожидают замедления роста абонентской базы и стабилизации ARPU (доход в расчете на одного абонента) на текущих уровнях. Основная конкурентная борьба в сотовом рынке перемещается из российских регионов в страны СНГ.

    Для банковского сектора тенденции, которые обозначились в 2004 году (страхование вкладов, приведение банковской отчетности к мировым стандартам), продолжатся и в 2005-м. "Рост доходов населения станет локомотивом развития услуг потребительского кредитования. В этом сегменте рынка стоит ожидать усиления конкуренции со стороны иностранных банков", — считают в БКС.

    "Банковская система должна способствовать привлечению инвестиций в основной капитал. В настоящее время он финансируется в основном за счет нераспределенной прибыли, т.е. тоже зависит от крупных российских экспортеров. В этих условиях малые и средние предприятия лишены доступа к финансированию, что ограничивает возможности их развития", — говорят в "АТОНе".

    Пока что не наблюдается активности банков в сфере ипотечного кредитования. Объясняется это несовершенством законодательной базы ипотеки. Банки не готовы брать на себя высокие риски, что тормозит ипотечный процесс. Таким образом, усовершенствование законов и создание четких правил в процессе ипотечного кредитования является одной из главных задач в текущем году.

    Свет в конце тоннеля

    Итак, ничего сверхъестественного от текущего года в российской экономике ожидать не приходится. Серьезные структурные изменения если и произойдут, то случится это не ранее 2010 года. Во всяком случае, именно на это время делает упор в своих оценках глава Минэкономразвития Герман Греф.

    Несколько дней назад, на представлении в Совете Федерации стратегии социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу, министр отметил, что "существующая структура экономики, при всех ее плюсах и минусах, объективно не сможет дать темпы роста экономики выше, чем 5-6% в год". "Топливно-энергетический комплекс, металлургия, АПК не могут развиваться быстрее 5% в год из-за инфраструктурных проблем или из-за недостаточности ресурсов", — сказал Греф.

    В то же время, по его словам, в России есть отрасли (пищевая, химическая, лесная промышленность, сфера высоких технологий, связь и строительство), развивающиеся темпами более 7%, однако сейчас они составляют около одной трети от всей структуры промышленности, и пока они не станут доминирующими, превысить темпы роста экономики в 7% не удастся. Греф уверен, что рост ВВП снова составит 7% только к 2010 году.

    "Указываемые сроки достижения 7%-ного роста представляются вполне реальными, поскольку диверсификация экономики не может произойти в одночасье", — соглашаются с министром в ИК "АТОН". А в БКС считают иначе: руководство страны может смело двигать прогнозы экономических показателей вверх, так как увеличиться в два раза ВВП должен в году, когда, скорее всего, в России будет новый президент и новое правительство. Те, в свою очередь, по мысли аналитиков, могут легко внушить населению мысль, что прежнее руководство не смогло правильно распорядиться дополнительными доходами от экспорта сырья.
     

    Источник информации - Информационное агенство РОСБАЛТ

    Среда, 2 февраля 2005, 11:05

     
                                                                                                                                                                                                     

     

        
     PHnet.ru 
     На страницу для просмотра 
     Отправить на принтер 
     Вверх страницы