"ЛУКОЙЛ" переводит свои нефтеперерабатывающие заводы с работы по схеме процессинга на куплю-продажу сырья и готовой продукции. Компания объясняет это необходимостью упрощения управленческих схем и документооборота, а эксперты предполагают, что "ЛУКОЙЛ" хочет стать более прозрачным для контролирующих органов.
В России "ЛУКОЙЛ" контролирует четыре НПЗ: "Пермнефтеоргсинтез", "Волгограднефтепереработку", "НОРСИ" (г. Кстов Нижегородской обл.) и "Ухтанефтепереработку" (Республика Коми). Их суммарная мощность - 40,8 млн т нефти в год, в 2004 г. они переработали более 35,3 млн т.
Традиционно "ЛУКОЙЛ", как и многие другие российские нефтяные компании, работал со своими НПЗ по схеме процессинга, т. е. поставлял на них нефть и забирал полученные нефтепродукты, оплачивая переработку деньгами либо частью нефтепродуктов (5-6% от переработанного). Но, как сообщили "Ведомостям" в пресс-службе "ЛУКОЙЛа", с 2005 г. компания отказывается от этой схемы и будет продавать нефть своим НПЗ. Часть произведенных нефтепродуктов, предназначенную на экспорт и для госпоставок, у заводов будет покупать "ЛУКОЙЛ", а остальное — его дочерние сбытовые предприятия для реализации через собственные розничные сети и мелким оптом — сторонним покупателям. Как пояснил представитель пресс-службы холдинга, новая схема вводится "для устранения дублирования функций и упрощения документооборота между организациями группы "ЛУКОЙЛ" и подразделениями центрального аппарата".
Первый заместитель директора по экономике и финансам "НОРСИ" Павел Логунов утверждает, что нововведение не отразится на экономике завода. По его словам, выручка предприятия увеличится более чем в 10 раз, однако в связи с необходимостью покупки нефти возрастут и расходы, поэтому в итоге прибыль не изменится. Главный же смысл изменения взаимоотношений между холдингом и переработчиками, говорит он, в повышении прозрачности нефтяной компании.
По словам Логунова, "ЛУКОЙЛ" будет продавать заводу нефть, "ориентируясь на рыночные цены". При этом конкретная цена должна определяться ежемесячными соглашениями между компанией и заводом. Произведенные нефтепродукты "НОРСИ" будет реализовывать также по рыночным ценам.
Аналитик Газпромбанка Сергей Суверов предполагает, что изменение схемы реализации нефти и нефтепродуктов продиктовано желанием "ЛУКОЙЛа" объективно оценить эффективность различных сегментов своего бизнеса, с тем чтобы принимать более обоснованные инвестиционные решения. Но, по его мнению, эта затея имеет смысл, лишь если действительно будут использоваться рыночные цены, а не трансфертные. Впрочем, говорит эксперт, это внутреннее дело компании, поскольку в любом случае рынок воспринимает ее как единое целое.
Несколько иначе на ситуацию смотрят юристы. Александр Костин из компании "Объединенные консультанты ФДП" не исключает, что лукойловское нововведение направлено на некоторое перераспределение налоговых отчислений из добычи в переработку. Возможно, предполагает юрист, компания идет навстречу пожеланиям администраций тех регионов, где расположены ее НПЗ, дабы иметь там более комфортные условия работы.
Косвенным образом эту версию подтверждает депутат Госдумы от Нижегородской области, бывший вице-губернатор Юрий Сентюрин. "Областное правительство традиционно вело переговоры со всеми крупными компаниями, присутствующими в регионе, чтобы они работали не по толлинговым схемам, когда предприятие выступает просто как цех по переработке, а имели полный цикл, — говорит он. — В этом случае и налоговые поступления, и выплаты в различные фонды в регионе всегда больше". По словам политика, велись такие переговоры и с "ЛУКОЙЛом".
А ведущий юрист агентства "Ирсан" Максим Яковлев, как и замдиректора "НОРСИ", объясняет проводимую "ЛУКОЙЛом" реформу "стремлением к прозрачности". Он напоминает, что после дела "ЮКОСа" все контролирующие органы с большим подозрением относятся к давальческим схемам, схемам комиссии и им подобным. Самый понятный и приемлемый для них документ — договор купли-продажи. "А при том, что лоббистские ресурсы у нефтяников сегодня весьма ограничены и компании подвергаются массированному давлению со стороны государства, "ЛУКОЙЛ", вероятно, страхуется и хочет быть максимально прозрачным для любых проверяющих", — заключает юрист
Источник материала "Ведомости".
Понедельник, 7 февраля 2005, 17:02
|