"Члены Fed не думают, что Китай проведет ревальвацию юаня в ближайшее время, потому что это решение в руках Государственного Совета, для которого политическая стабильность важнее, нежели финансовые вопросы", - пишет сегодня эксперт Bloomberg Джон Берри.
Напомним, что этот автор стал довольно популярен в последнее время после публикации статьи, в которой говорилось о том, что недавнее выступление Гринспена в действительности не стоит воспринимать как исключительно оптимистичное. "Госсовет Китай верит, что политическая стабильность зиждется на продолжающемся экономическом росте, который создаст миллионы новых рабочих мест и облегчит процесс переселения китайцев в промышленные города. Этот рост частично поддерживается привязкой юаня к доллару. Глава ФРС Гринспен сказал, что привязка юаня означает то, что Банк Китая не в состоянии контролирость денежную массу в стране. Как результат, рост инфляции форсирует ревальвацию юаня. В то же время, привязка юаня позволяет Китаю аккумулировать огромные валютные резервы, а также проводить протекционистскую политику в отношении своих экспортеров. Такой политике присущи определенные риски, однако некоторые экономисты считают, что чрезмерное увлечение экономическим ростом может привести к тому, что Китай не изменит свою систему в ближайшие 5 лет.
Экономист Питер Гарбер из Deutsche Bank говорит, что " все знают, что это когда-либо закончится". "Вероятно, это произойдет тогда, когда предложение труда будет поглощено экономикой". В прошлом году Национальное Бюро экономического прогнозирования опубликовало исследование, в котором говорится, что в мире сейчас снова сформировалась система, схожая с тем, что было после Второй мировой войны. "США сейчас снова центр и локомотив мировой экономики, а Европа и Азия - периферия. Цена индустриализации мира заключается в финансировании дефицита текущего платежного баланса США. Страны периферии понимают, что в их интересах финансировать США даже в тех условиях, когда частные инвесторы этого делать не могут. Модель очень наивного поведения правительств этих стран приводит к огромным потерям, при этом рост экономики оплачивается высокой ценой. По этой модели правительство стран периферии поддерживает несправедливый обменный курс до тех пор, пока эта политика не будет сокрушена спекулятивным притоком капитала. Но мы считаем, что азиатские страны сейчас проводят довольно разумную политику. Цель политики азиатских стран - мобилизация безработного населения и накопление капитала. Эта политика останется эффективной, даже когда нынешняя система подойдет к концу". По мнению экспертов, Китай сейчас проводит совсем не ту политику, которой следовали ранее развивающиеся страны. Китай имеет очень высокий уровень накоплений - 40% ВВП, это капитал идет на финансирование дефицита текущего платежного баланса США.
Тем не менее, некоторые экономисты, например, Нурел Рубини из университета Нью-Йорка и Эдвин Трумен, глава Института международной экономики, считают, что Китай не сможет долго удерживать юань на текущем уровне. "Это не может продолжаться так долго - 5 лет. Спекулятивный приток заставит их пересмотреть политику. Центробанк когда-то покажет, что не хочет больше покупать американские бумаги, тогда инвесторы будут избавляться от долларов". "Текущий платежный дефицит США в 6% от ВВП ни экономически, ни политически не сможет удержаться долгое время", - говорит Трумен. "Процесс корректировки будет проходить с участием стран, валюта которых привязана к доллару. Текущая система подходит к концу. Другие страны периферии, такие как Корея, Таиланд, Сингапур и Тайвань, позволят своим валютам расти к доллару".
В заключении стоит привести предложение Рональда Маккиннона из университета Стенфорда, который предложил третий путь. "Обменные курсы - это не ответ на проблему дефицита США и профицитов азиатских стран. Китай должен оставить привязку юаня и позволить расти оплате труда в соответствии с ростом производительности, что поможет сгладить международные дисбалансы. Этот процесс уже идет..."
Источник материала Pro Finance Service, Inc.
Пятница, 11 февраля 2005, 12:43
|