Судебные слушания в Хьюстоне на этой неделе по иску российской нефтяной компании ЮКОС о банкротстве станут только одним из звеньев в цепи судов, которые намерен инициировать ЮКОС в борьбе за отобранную у него собственность, сказал зампред управляющей компании ЮКОС-Москва Александр Темерко.
В среду и четверг суд в Хьюстоне рассмотрит вопрос о том, находится ли дело о банкротстве ЮКОСа в его юрисдикции. ЮКОС, который не ведет в США реального бизнеса, объясняет причину обращения в американский суд тем, что ряд менеджеров компании - американские граждане, а покупателями акции ЮКОСа были американские инвесторы.
"Все замерли в ожидании (в преддверии суда), что будет дальше, но американское разбирательство - это не последнее разбирательство. Судебные разбирательства такого класса - их будет несколько. Когда они в Кремле садились в поезд, они не понимали масштаба того, что может произойти в будущем", - сказал Темерко, который в настоящее время, как и большинство менеджеров компании, находится в Лондоне.
ЮКОС утверждает, что атака на ЮКОС, которая вылилась в уголовное преследование менеджеров и акционеров и предъявление компании налоговых претензий на сумму $27,5 миллиарда, вызвана политическими амбициями экс-главы компании Михаила Ходорковского. Власти РФ категорически отвергают это.
"Мы будем продолжать бороться за Юганскнефтегаз, поскольку у нас до сих пор нет деталей того, что он нам не принадлежит", - сказал Темерко.
Юганскнефтегаз, который добывал 60 процентов всей нефти ЮКОСа, был продан в конце 2004 года за $9,5 миллиарда, что, по оценке участников рынка, примерно в два раза меньше его реальной стоимости, неизвестной компании Байкалфинансгруп, которая в итоге оказалась под контролем государственной Роснефти.
Власти утверждают, что деньги за Юганскнефтегаз уже поступили в консолидированный бюджет РФ, однако ЮКОС говорит, что пока не получал никаких документов, доказывающих это.
Между тем, юристы ЮКОСа уже подали в суд на Роснефть, Байкалфинансгруп, Газпром и Газпромнефть, обвиняя их в нанесении ущерба на сумму $20 миллиардов. Кроме того, ЮКОС требует, чтобы налоговые претензии к нему рассматривались международным судом.
"САМЫЙ УДАЧНЫЙ ГОД"
Темерко говорит, что если бы не налоговые иски, которые выставлялись компании на протяжении всего 2004 года и в итоге привели к продаже с молотка ее крупнейшего добывающего подразделения, прошедший год был бы самым удачным для компании с финансовой точки зрения.
По его словам, выручка компании выросла на 43 процента до $22 миллиардов, показатель EBITDA - на 26 процентов до $7,8 миллиарда, чистая прибыль компании составила $5,3 миллиарда.
"По финансовым результатам это был лучший год для ЮКОСа, но конечно же мы этих денег не видели", - сказал Темерко.
Сравнительные данные за 2003 год недоступны, поскольку компания так и не обнародовала отчет по международным стандартам за этот период.
По его словам, в 2004 году ЮКОС тратил 70 процентов выручки на погашение налоговой задолженности, остальные деньги уходили на технологические поддержание жизнедеятельности компании, чьи счета и активы были арестованы по многочисленным налоговым искам.
Вторник, 15 февраля 2005, 17:35
|