На самом деле, что-нибудь принципиально новое в дальнейших рассуждениях найти будет крайне затруднительно. Дело в том, что складывающаяся вокруг американской валюты ситуация не так уж и сложна с точки зрения ее описания. И главной особенностью этой ситуации является абсолютная неоднозначность выводов, которые можно сделать по факту ее изучения. Уже по этой причине очередная оценка фундаментальных принципов движения валютных курсов имеет повышенную степень актуальности, однако, могу сказать заранее, не вышесделанные выводы сподвигли к написанию ниже приведенных рассуждений. Что же? В большей степени именно тот факт, что ни рынок, ни средства массовой информации, описывающие происходящие на рынке события, не заинтересованы в том, чтобы задаваться вопросом истинности причин происходящих событий. События каждого конкретного дня почему-то становятся намного важней долгосрочных тенденций. Они подробно описываются, комментируются, абсолютно ничего не предлагая наперед. Однако, выхватывая отдельные звуковые фрагменты, и изучая их "до дыр", нельзя оценить все музыкальную композицию в целом. Поэтому, если погружаться с головой в события каждого дня и хотя бы иногда не поднимать голову и не оценивать "поле битвы" более широким взглядом, вы так будете задаваться вопросом - а что же будет с долларом?
Процитирую фразу из первого абзаца: "Дело в том, что складывающаяся вокруг американской валюты ситуация не так уж и сложна с точки зрения ее описания". Представьте себе большие весы. На одной чаше лежит позитивная для доллара циклическая составляющая в виде повышения ставок, экономического роста и т.п. На другой - негативная составляющая в виде структурных проблем. Где-то по середине окончательного приговора ждет американская валюта собственной персоной. Я же говорил, внешне все просто... Однако имеет смысл приблизиться к событиям текущей недели. Сильнейшее падение доллара на этой неделе произошло во вторник, начавшись еще на азиатских торгах и продолжаясь вплоть до закрытия сессии в Нью-Йорке. Средства массовой информации от телевизионного канала Bloomberg до различного рода интернет-изданий декларировали в качестве причины сообщение об уменьшении доли американских активов в резервах Банка Кореи. Ну что же в качестве теории - предположение неплохое. Только возникает желание спросить: "На самом деле в этот кто-нибудь верит"? Ну какова на самом деле угроза в том, что Банк Кореи действительно примет решение избавиться от 200 млрд. долларов? Либо все эти рыночные наблюдатели на самом деле не знают, почему во вторник упал доллар, либо целенаправленно не хотят видеть дальше своего носа.
Вспоминаем весы. В декабре тяжелее была чаша со структурными проблемами - американская валюта сползла до 1.3670 в евро/долларе. С начала года до февраля более тяжелой оказалась чаша с циклической составляющей, которая "вытащила" американскую валюту до 1.2730. Уровень восстановления Фибоначчи 50% с декабрьских максимумов до февральских минимумов занимает отметку 1.3200, рядом с которой мы сейчас и находимся. В некотором роде это точка равновесия. Мы понимаем, что равновесными "весы валютного рынка" долго не бывают. Что это значит? Лишь то, что настоящее время актуально для проведения анализа будущих ценовых тенденций, и именно поэтому я пишу эти строки. Итак, какая же чаша весов будет перевешивать? Конечно после столь стремительного падения во вторник, в краткосрочной перспективе мы будем наблюдать некоторую паузу в продажах доллара. При этом это никоим образом не означает возобновления покупок американской валюты. Следующее заседание по ставкам FOMC состоится лишь 22 марта. Это среднесрочный горизонт, поэтому сила циклической составляющей пока будет основываться на ожиданиях публикации платежных ведомостей 4 марта. К этому моменту коррекция в район психологического уровня 1.3000 вполне вероятна.
Не стоит забывать, что на данный момент американская экономика выглядит намного предпочтительней слабеющей Европы и рецессирующей Японии. Однако этот позитивный момент может сыграть и против доллара, поскольку слабость Европы не позволяет американскому экспорту расширяться за счет низкого его потребления. Увеличивающийся торговый дефицит требует увеличения финансовых вливаний со стороны иностранных инвесторов. Поэтому даже позитивная циклическая составляющая, как это не парадоксально звучит, имеет все шансы добавить силы структурному негативу. Вчерашние минутки FOMC показали что члены комитета обеспокоены дефицитом, а следовательно тем, что падение доллара, помогая экспорту, оказывает отрицательное давление на привлекательность американских активов. Здесь также имеет смысл вспомнить лондонскую инструкцию Большой Семерки, в которой члены встречи позитивно отзывались о бюджете президента Буша и его правительства, которое предпринимает шаги в рамках уменьшения бюджетного дефицита. По факту публикации положений бюджета, по 150 пунктам предусмотрено снижение расходов, однако так ли это будет в действительности? Конгресс показывает ярое сопротивление снижению военных расходов. Американцы при этом лишь собираются расширить фронт своей дорогостоящей войны (Сирия, Иран). Не стоит забывать о громадных затратах на обеспечение безопасности против террористических угроз, не стоит забывать о бесплатной медицинской помощи, потому что она далеко не бесплатна для американского бюджета. Социальная реформа и ослабление налоговых льгот... Это не те факторы которые добавляют оптимизма в отношении американcкой валюты.
На мой взгляд, в этом циклическо-структурном спектре доллара, который мы условились представлять в виде весов, структурная составляющая объективно тяжелее циклического позитива. Надо отдать должное тому, что вес циклического позитива совершенно точно не позволяет говорить о кризисе доллара, тем не менее движение курса пары евро/доллар в сторону отметки 1.40, собственно, как и достижение этого уровня представляется в этом году весьма вероятным продолжением событий. Пока, как видно рынок не придерживается описанных мною взглядов. Кто же из нас прав? Покажет время...
Источник материала Pro Finance Service, Inc.
Четверг, 24 февраля 2005, 12:27
|