Наступивший год обещает стать таким же "урожайным" для российского бюджета, как и прошлый. С 1 апреля устанавливается рекордно высокая ставка экспортной пошлины на сырую нефть - $102.6 за тонну вслед за новыми рекордами, которые ставит "черное золото". Эксперты считают, что дальнейшему росту цен на нефть в этом году будет способствовать обесценивание доллара, нежелание ОПЕК увеличивать добычу нефти, а также непрерывный спрос.
Российская нефть в январе-феврале 2005г. в среднем на мировых рынках продавалась за $40.5 за баррель. И Министерство финансов РФ установило вчера новую ставку пошлины на вывоз сырой нефти из страны. С 1 апреля она вырастет до рекордного уровня - $102.6 за тонну. Предыдущим рекордным значением, напомним, был уровень в $101 за тонну, действовавший с 1 декабря прошлого года. Тем не менее мировые цены продолжают расти на фоне холодов, а также ожиданий трейдеров, что в мире спрос будет расти. "Думаю, что следующий уровень пошлины, который будет установлен с 1 июня останется на этом же уровне или даже вырастет", - сказал "Известиям" Михаил Зак, начальник аналитического управления ИК "Велес-Капитал". "А инфляция доллара и нежелание ОПЕК увеличивать добычу лишь будет способствовать росту цен на нефть", - вторит ему аналитик ИБ "Центринвестгруп" Константин Батунин.
Рекордные цены на нефть также отразятся и на экспорте нефтепродуктов из России. Минфин РФ впервые вводит дифференцированную ставку экспортного налогообложения нефтепродуктов. Ранее размер пошлины на экспорт нефтепродуктов устанавливался в размере от 65 до 90% от пошлины на вывоз сырой нефти для всей "корзины" нефтепродуктов. Теперь ситуация изменилась. Ставки привязали напрямую к мировым ценам на нефть. А кроме того, для отдельных видов нефтепродуктов теперь будут действовать разные пошлины. Так, за одну тонну вывозимого мазута экспортер будет платить $43.8, а за одну тонну светлых нефтепродуктов - $81.4. Правительство тем самым рассчитывает удержать внутренние цены на бензин от резкого роста накануне весеннего пика потребления топлива в России. Однако, по мнению экспертов, прямого влияния на внутренние цены эта мера вряд ли будет иметь. "Пошлины на нефтепродукты имеют далеко не первостепенное значение для регулирования внутренних цен в отличие от пошлин на сырую нефть и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ)", - считает Михаил Зак. "Между тем рентабельность вывоза мазута вырастет", - считает Константин Батунин. Напомним, что на экспорт идет около 70% российского мазута. Больше всего его вывозят "Сургутнефтегаз" (в прошлом году продал за рубеж 7.6 млн. тонн), "ЛУКОЙЛ" (6.3 млн. тонн") и ТНК-BP (6 млн. тонн). Доля экспорта же бензина составляет всего около 6% от всего объема экспорта нефти и нефтепродуктов. При этом российский бензин за редким исключением покупается европейскими потребителями в качестве полупродукта для дальнейшей переработки, а его цена значительно уступает ценам на европейские сорта.
Официально новые пошлины ступят в силу в 20-х числах апреля.
Источник газета "Финансовые известия"
Четверг, 3 марта 2005, 13:15
|