Министр финансов Алексей Кудрин потихоньку отступает перед напором премьера Михаила Фрадкова. Для финансирования возросших социальных расходов он согласился уменьшить отчисления в стабилизационный фонд. С 2006 г. туда будут попадать только те доходы от экспортной пошлины и налога на добычу нефти, которые образуются при ее цене свыше $23 за баррель.
Сегодня бюджетная комиссия, которую возглавляет Фрадков, должна решить, какое снижение налогов в состоянии позволить себе страна в 2006 г. Премьер с подачи замруководителя аппарата правительства Михаила Копейкина настаивает на снижении налога на добавленную стоимость (НДС) с 18% до 13%, что обойдется бюджету в 360 млрд руб. Их аппарат правительства предлагает найти в стабфонде — подняв с $20 до $25-26 за баррель нефти Urals планку, после которой в резерв изымаются доходы казны от экспортной пошлины на нефть и налога на добычу полезных ископаемых. В 2004 г. Минфин уже согласился поднять уровень отсечения до $21-21,5 за баррель. На 1 марта в стабфонде было 707,5 млрд руб. Минфин и Минэкономразвития пытаются убедить премьера вообще не снижать налоги в 2006 г. (см. статью на стр. А3).
На прошлой неделе Кудрин начал отступать. На субботнем заседании бюджетной комиссии он согласился повысить планку отчисления в стабфонд до $23/барр. На дальнейшие уступки Минфин идти не готов, сообщил журналистам министр, поскольку это приведет к "более существенному ухудшению с точки зрения инфляции и курса [рубля]". При этом для масштабного снижения НДС изъятых из стабфонда денег не хватит: скачок с $20 до $23/барр. вернет казне только 180-210 млрд руб. из необходимых 360 млрд руб. Даже если "отнять" у стабфонда 360-420 млрд руб. (столько выйдет, если забирать в резерв доходы при цене на нефть выше $26/барр.), сверстать бездефицитный бюджет-2006 с учетом снижения НДС до 13% все равно не получится, говорит сотрудник Минфина. При этом рост непроцентных расходов на 400 млрд руб. надует на дополнительные 8% денежную массу и разгонит на 1,5% инфляцию, аргументирует он отказ от дальнейшего уменьшения резерва.
Цены и так второй год растут быстрее, чем хотели бы чиновники. За 2004 г. они подскочили на 11,7% против целевых 10%. В этом году Минфин и ЦБ намерены удержать инфляцию в пределах 8,5%. Но только за январь — февраль, по данным Росстата, цены выросли на 3,9%, в том числе за февраль на 1,2%. ЦБ борется с инфляцией монетарными методами — денежная масса в январе снизилась на 4% до 4,1903 трлн руб. Но эти усилия сводит на нет рост тарифов на коммунальные услуги (с начала года — на 24,1% при 2,8% для продуктов питания и 0,7% для непродовольственных товаров). Минфин уже повысил годовой прогноз инфляции до 10%. Эту оценку разделяет экономист инвестбанка "Траст" Евгений Надоршин. А по мнению эксперта ОФГ Ярослава Лиссоволика, рост цен подберется к 12% — для того, чтобы остановить инфляцию на уровне не больше 10%, курс рубля должен приблизиться к 26 руб. за $1, что "маловероятно".
С инфляцией можно справиться, контролируя цены на бензин и тарифы естественных монополий, а дефицит бюджета не возникнет, если улучшить собираемость налогов, защищает Фрадкова один из его консультантов. "Нынешняя планка отсечения в стабфонд — это явный анахронизм", — добавляет Дмитрий Белоусов из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Но для Минфина и ее повышение до $23/барр. — "вынужденная, навязанная позиция", сетует сотрудник министерства. Это означает, что при падении цен на нефть российский бюджет не сможет прожить без заимствований, соглашается директор Института экономики переходного периода Егор Гайдар. Однако, по мнению Лиссоволика, на этом уступки не закончатся: "долго держать средства [стабфонда] под замком невозможно".
Источник материала "Ведомости".
Среда, 9 марта 2005, 11:26
|