финансовая компания PROFIT HOUSE
  • Котировки акций
  • Лидеры роста-падения
  • Интернет-трейдинг QUIK  
  • Открыть счет
  • Раскрытие информации

  • 115114, Россия, Москва,
    Дербеневская набережная, дом 11, корпус А, помещение 80.
    Тел: (495) 232-3182; факс: (495) 795-3290
    http://www.phnet.ru; client@phnet.ru
        
     PHnet.ru 
     На страницу для просмотра 
     Отправить на принтер 
     Версия для печати 
       
    Обзоры и прогнозы

    Герман Греф выходит на фондовый рынок

    В распоряжении Ъ оказались документы, подготовленные Министерством экономического развития и торговли (МЭРТ) к заседанию правительства, на котором должны быть рассмотрены предложения по использованию средств на финансирование инвестиционных проектов (ожидается, что кабинет обсудит их завтра). Главная новация, предложенная ведомством Германа Грефа, заключается в создании нового, на сей раз инвестиционного фонда, который будет формироваться за счет тех же источников, что и стабилизационный фонд. Подобная инициатива может спровоцировать новый скандал.


    Искушение стабфондом

    Вопрос о том, как государство должно поддерживать инвестиционную деятельность, правительство должно было рассмотреть еще 3 марта. Тогда же предполагалось обсудить и план налоговой реформы. Однако решение этих вопросов было отложено. В налоговой части - до 24 марта, а в инвестиционной - по сведениям Ъ, лишь на неделю. Причина очевидна: и в случае с налоговой реформой, и в случае с финансированием инвестиционных проектов обсуждение упирается в возможность использования средств стабилизационного фонда на эти цели.


    Преодоление искушения накопленными в стабфонде почти $25 млрд дается не всем. Интерес чиновников к стабилизационным деньгам, на страже которых рьяно стоит Министерство финансов, подогрел аппарат Белого дома. Предложения аппаратчиков, поддержанные премьером Михаилом Фрадковым, допускали расходование части средств стабфонда как на снижение налогового бремени, так и на государственную поддержку инвестиций в экономику.


    Итог: споры вокруг налоговой реформы фактически зашли в тупик, о чем свидетельствуют результаты состоявшегося в прошедшую субботу заседания правительственной бюджетной комиссии (см. справку), а точнее, их отсутствие. Минфин представил к заседанию комиссии доклад, в котором в очередной раз заявил о невозможности использования стабфонда на нужды налоговой реформы, а также представил расчеты по трем возможным сценариям снижения ставки НДС с 1 января 2006 года года, ни один из которых ведомство на деле не поддерживает.


    Не менее горячим обещает стать и обсуждение инвестиционных новаций МЭРТа, который, кстати, уже добился согласия Минфина на использование 60 млрд руб. из стабилизационного фонда на поддержку инновационных проектов. Однако останавливаться на достигнутом не намерен. Не имея возможности зачерпнуть дополнительные средства из стабилизационного фонда, МЭРТ предложил пойти по пути создания еще одного фонда, аналогичного стабилизационному. Речь идет о так называемом инвестиционном фонде.


    Раздвоение стабфонда

    "Предполагается создание фонда как части средств федерального бюджета с особым порядком формирования и расходования средств, подлежащих обособленному учету, управлению и использованию",- отмечается в материалах МЭРТа, подготовленных к завтрашнему заседанию правительства. Формировать фонд предложено по схеме, полностью идентичной порядку формирования стабфонда, то есть из допдоходов бюджета, складывающихся при цене одного барреля нефти выше $20. А это значит, что самому стабфонду денег достанется меньше. Кроме того, в инвестфонд предложено зачислять "экономию на процентных платежах при досрочном погашении внешнего долга, пропорциональную часть остатков средств федерального бюджета на начало соответствующего финансового года", а также средства из других источников.


    В документе, посвященном созданию инвестиционного фонда, чиновники МЭРТа описали и критерии отбора проектов, которые будут из него финансироваться. Проекты предлагается отбирать на конкурсной основе, они должны решать стратегические задачи развития: "модернизация объектов инфраструктуры транспорта и связи, социальной инфраструктуры, оборонно-промышленного комплекса, а также сфер деятельности, способствующих динамичному инновационно-технологическому экологически безопасному развитию экономики". Что касается количественных критериев, то, к примеру, вводится понятие "минимальная стоимость проекта". Для проектов в обрабатывающих отраслях промышленности этот показатель предполагается установить на уровне 1,5 млрд руб., а для инфраструктурных объектов - до 3 млрд руб. Кроме того, те, кто будет отвечать за выбор проектов, должны будут оценивать их бюджетную эффективность, руководствуясь такими критериями, как чистая приведенная стоимость, внутренняя норма доходности и индекс доходности.


    На роль управляющего средствами инвестиционного фонда МЭРТ предложил себя, тогда как инициаторами проектов по замыслу Минэкономразвития могут выступать и другие органы исполнительной власти. Как указано в материалах, "инициатор проекта является главным распорядителем бюджетных средств и отвечает за их целевое использование". Отбирать проекты МЭРТу предложено не в одиночку, а привлекая консалтинговые компании, которые должны будут проводить экспертизу проектов. Их услуги оплачиваются, естественно, "из средств фонда".


    Реализовать свой план МЭРТ рассчитывает в сжатые сроки: во втором квартале 2005 года должны быть подготовлены поправки в Бюджетный кодекс, разрешающие создание второго стабфонда; в августе предлагается утвердить постановление правительства "Об управлении средствами инвестиционного фонда", в октябре - порядок отбора проектов и порядок конкурсного отбора консалтинговых компаний, а перечень самих инвестпроектов - в ноябре 2005 года.


    Стабфонд раздора

    Впрочем, получить зеленый свет на свою инициативу ведомству Германа Грефа будет нелегко. В первую очередь потому, что в этом случае ему придется пойти на конфликт с Министерством финансов, которое не терпит посягательств на средства стабилизационного фонда, а как следствие - разрушить сложившийся альянс МЭРТа с ведомством Алексея Кудрина в противостоянии с Белым домом по поводу перспектив налоговой реформы.


    Не нравится идея инвестфонда и ряду других министерств, которые уже представили в правительство свои официальные заключения. Оказывается, отраслевые министерства не перестают мечтать о "бюджете развития", который фактически похоронен лет десять назад. В частности, Минпромэнерго указало подопечным Германа Грефа на "бюджет развития", который будто бы заложен в Бюджетный кодекс. О том же пишет и Министерство транспорта: "Для использования механизма 'бюджета развития' в новых экономических условиях необходима лишь корректировка нормативной базы, которая может быть проведена в кратчайшие сроки и утверждена решением правительства, между тем как процедура создания фонда с учетом работы с законодателями потребует более года". Между тем сейчас "бюджет развития" фактически трансформировался в многочисленные федеральные целевые программы (см. справку). Стоит напомнить, что против размножения ФЦП решительно возражает премьер Михаил Фрадков.


    Кроме того, Минтранс раскритиковал предложенную Минэкономразвития систему отбора инвестиционных проектов, а также методику оценки проектов по критериям финансовой эффективности. Не секрет, что строительство дорог или железнодорожных магистралей далеко не всегда может быстро окупиться, однако их отсутствие является мощнейшим инфраструктурным ограничением для дальнейшего роста экономики. В Минтрансе недовольны, что подобные инвестиционные проекты, согласно предложенным МЭРТом критериям, из фонда финансироваться не будут.


    В предложениях Минэкономразвития в Минтрансе видят происки аппарата Белого дома. Аппарат правительства при подготовке своих предложений по использованию средств стабфонда (с этих предложений, как уже отмечалось выше, все и началось) не включил в перечень возможных расходов проекты транспортные, о чем министр транспорта Игорь Левитин пожаловался в письме Михаилу Фрадкову от 14 февраля. "Наша деятельность не всегда находит поддержку в аппарате правительства. Совершенно очевидно, что, не включая транспортные проекты в перечень возможных объектов, аппарат правительства считает излишним информировать Минтранс о ведущейся в этом направлении работе. Складывается мнение, что проблема развития транспорта возникает только тогда, когда необходимо срочно найти решение льготного проезда в результате монетизации, или когда транспортные пробки парализуют движение, или когда выстраиваются многокилометровые очереди перевозчиков на погранпереходах",- отмечается в письме господина Левитина, которое есть в распоряжении Ъ.


    В любом случае наметившийся союз МЭРТа с аппаратом правительства, на который, собственно, и намекает Минтранс, может в корне изменить сложившуюся расстановку сил в борьбе уже не за инвестиционную, а за налоговую реформу. Естественно - в пользу белодомовских чиновников.


    Ъ будет следить за развитием событий.

    Бюджетная комиссия запуталась в налогах


    В минувшую субботу состоялось второе заседание правительственной бюджетной комиссии (официальное название - комиссия по бюджетным проектировкам). Правительство пыталось определиться с экономической политикой на ближайшие три года. Определиться пока не удалось из-за разногласий между премьером Михаилом Фрадковым и главами Минфина и МЭРТа Алексеем Кудриным и Германом Грефом. С бюджетными проектировками правительство запаздывает на месяц.


    Главная задача комиссии - определить, какую налоговую политику проводить в течение трех лет. Без этого невозможно приступить к разработке бюджета-2006, не говоря уже о перспективных планах на три года вперед. Ведь налоги - это доходная база. При этом главное желание правительства сейчас такое: через снижение налогов активизировать инвестиции и экономический рост, но не ударить по бюджету. Бюджет должен оставаться профицитным, а стабфонд, то есть доходы от хорошей нефтяной конъюнктуры, нетронутым.


    Минфин и Минэкономразвития для стимулирования инвестиций и предложения в экономике пока предлагают следующее: возмещение НДС при капстроительстве, ускоренное возмещение НДС при экспорте и еще ряд других мер, относящихся к порядку взимания налога на прибыль. С 2008 года может быть снижен и налог на прибыль - с нынешних 24 до 20%. Для компенсации выпадающих доходов предлагается индексировать специфические ставки алкогольных и нефтяных акцизов на 9%, а по табачным изделиям - на 15% и увеличить специфическую ставку НДПИ при добыче газа на 9% (до уровня 147 руб. за 1 тыс. кубометров). В целом же планы такие: в 2006-2008 годах ежегодно снижать налоговое бремя на 1% ВВП.


    Главная битва развернулась вокруг НДС. Минфин и Минэкономразвития предлагают хотя бы до 2008 года оставить НДС на нынешнем уровне - 18% (для социально значимых товаров - 10%). Предложения премьера о снижении ставки НДС до 13% ведомства категорически отвергают. По расчетам Минфина, бюджет лишится 362 млрд руб. Прирост же ВВП будет минимальный - 0,3-0,4% в год. При этом существенно повысятся риски увеличения инфляции и укрепления курса рубля. Предложения же о возмещении выпадающих от снижения НДС доходов бюджета из стабфонда может привести к необходимости внешних заимствований в 2006 году в размере от $5 млрд до $10 млрд в зависимости от уровня цен на нефть.


    Следующее заседание комиссии пройдет сегодня.

    Федеральные целевые программы в бюджете 2005 года (млрд руб.)*


    Цель программ Государственныекапвложения НИОКР Прочие нужды Всего
    Развитиеинфраструктуры (10ФЦП) 95 0,622 47 142
    Новое поколение (6ФЦП) 4 0,110 3 7
    Реформированиеправосудия (2 ФЦП) 3 - 9 12
    Безопасностьжизнедеятельности исохранениеокружающей среды(14 ФЦП) 14 0,643 15 30
    Новая экономика (11ФЦП) 9 27 9 45
    Региональныйпаритет (10 ФЦП) 16 0,014 14 30
    Всего 141 29 97 267

    *До 1999 года "бюджет развития" был отдельной защищенной статьей, финансируемой из бюджета. На смену ему пришли федеральные целевые программы как более прозрачный механизм финансирования государственных капвложений. Пункт 1 статьи 194 Бюджетного кодекса гласит: "Правительство РФ вносит на рассмотрение Госдумы проект федерального закона о федеральном бюджете... со следующими документами и материалами:...проектами федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета на очередной финансовый год".
     

    Источник материала "Коммерсантъ-Daily".

    Среда, 9 марта 2005, 12:02

     
                                                                                                                                                                                                     

     

        
     PHnet.ru 
     На страницу для просмотра 
     Отправить на принтер 
     Вверх страницы