Газовый конфликт между Россией и Туркменией не решен
Одной из наиболее существенных проблем европейского рынка газа является снижение его предложения. Как пишет газета "Коммерсант", об этом заявил вчера председатель правления немецкого энергоконцерна E.ON Вульф Бернотат. В подтверждение своих слов он обнародовал информацию о полном прекращении поставок газа из Туркмении в Россию и вновь заявил о возможном вхождении E.ON в состав российско-украинского газотранспортного консорциума. Активность E.ON на Украине наряду с газовым конфликтом между Россией и Туркменией может поставить под угрозу монополию "Газпрома" на экспорт газа в Восточную и Центральную Европу.
По словам Бернотата, E.ON Ruhrgas, газовый трейдер концерна, давно предупреждал своих покупателей в ЕС, что купить дополнительные объемы газа в Европе становится все труднее. "Последние события на европейском рынке это подтвердили", — заявил глава E.ON, указав на перебои в поставках газа из Ливии в Италию (E.ON Ruhrgas по спотовым контрактам закрывал создавшийся дефицит газа для итальянских Eni и ENEL), рост цен на газ в Великобританию, рост числа отказов в исполнении газовых контрактов во Франции, январскую приостановку поставок газа из Туркмении на Украину и "остановку поставок его в Россию".
Напомним, что туркменское государственное АО "Туркменнефтегаз" блокировало поставки газа в Россию и на Украину 31 декабря 2004 года под предлогом десятидневных технических работ, одновременно заявив о необходимости повышения цен. "Нафтогаз Украины" согласился увеличить цену закупки туркменского газа с $42 до $58 за 1 тыс. куб. м, "Газпром" отверг это предложение. 11 января поставки и в Россию, и на Украину возобновились, но через несколько дней сократились до объемов транзита украинского контракта.
Поставки газа из Туркмении в Россию не возобновлены по сей день, "Туркменнефтегаз" требует увеличить цену закупок газа до уровня украинской. В "Газпроме" отказались подтверждать или опровергать эту информацию, заявив, что в компании "считают действующими контракты с Туркменией (они предполагают продажу газа по старым ценам) и не подлежащими пересмотру". В "Туркменнефтегазе" ситуацию не комментируют. Таким образом, глава E.ON стал первым, кто публично заявил о "газовой войне" между Россией и Туркменией.
Причины откровенности Бернотата, скорее всего, лежат в политической плоскости. Источники в "Газпроме" вчера заявили, что нестабильность поставок газа в Европу никак не связана с дефицитом газа, вызванным прекращением туркменских поставок. По их словам, "зимний пик потребления прошел и довольно скоро начнется закачка газа в газохранилища, то есть время для торга с Туркменией есть". Однако не исключено, что у "Туркменнефтегаза" появится конкурирующий покупатель.
Комментируя итоги состоявшихся 9 марта в Германии переговоров президента Украины Виктора Ющенко и главы E.ON Ruhrgas Бурхарда Бергманна, господин Бернотат подтвердил, что E.ON получил предложение "активизировать" работу по созданию консорциума по транзиту газа по территории Украины. "Украинский президент предложил вдохнуть жизнь в этот проект, и E.ON поддерживает эту инициативу", — заявил глава E.ON.
В "Газпроме" повторили то, что было сказано накануне: "Консорциум уже создан, и переговоры об изменении его состава — прерогатива его участников, России и Украины". Отметим, что создание консорциума происходило накануне президентских выборов на Украине.
Впрочем, после того, как в среду НАК "Нафтогаз Украины" получила кредит в $2 млрд. от Deutsche Bank на реконструкцию газотранспортной системы, необходимость в расширении работы консорциума уменьшается. Зато конфликт с Украиной в случае отказа "Газпрома" пересматривать состав консорциума может привести к тому, что у "Газпрома" в Туркмении появится конкурент. Как заявил позавчера новый глава "Нафтогаза Украины" Алексей Ивченко, возможно создание украинско-немецко-польского торгового дома по реализации на территории Евросоюза "газа нероссийского происхождения". Очевидно, что торговый дом будет в первую очередь ориентирован на закупки газа в Средней Азии — в Туркмении (где он вполне может предложить лучшую цену, чем "Газпром") и Казахстане, правительство которого недовольно экспортной монополией "Газпрома" в Европе.
Предложение торгового дома "Туркменнефтегазу", если он будет создан, резко ухудшит позиции "Газпрома" на переговорах с Туркменией. Единственным аргументом российской газовой монополии против альянса E.ON, "Нафтогаза Украины" и польской PGN&G станет невозможность транзита газа из Туркмении в обход территории России. В этом случае давление на Россию с требованием доступа среднеазиатских поставщиков газа в Европу возрастет многократно. Другими темами для конфликта вокруг бизнеса "Газпрома" на Украине могут быть создание летом 2004 года швейцарского трейдера RosUkrEnergo для транзита туркменского газа (сделка не отличалась прозрачностью) и тарифы на транзит российского газа по территории Украины, зафиксированные для "Газпрома" правительством Виктора Януковича на пять лет вперед — тоже летом 2004 года.
В E.ON, стратегическом партнере "Газпрома", очевидно, это прекрасно понимают — скорее всего, E.ON будет пользоваться ситуацией для давления на "Газпром" по всем своим проектам в России. А вариантов, из которых можно выбирать, у "Газпрома" немного. Переговоры "Газпрома" с крупнейшим немецким конкурентом E.ON, энергоконцерном RWE, о сотрудничестве пока не увенчались существенным успехом.
Кроме того, по словам Вульфа Бернотата, E.ON рассматривает для себя возможность выхода на российский энергорынок через участие в бизнесе крупнейшей энергокомпании в РАО "ЕЭС России" — "Мосэнерго". Напомним, в 2004 году структуры "Газпрома" скупили на рынке 25,01% акций "Мосэнерго", при этом на рынке ходили слухи, что "Газпром" приобретает этот пакет в том числе с перспективой его использования в сделках с E.ON.
Что же касается участия в газовом бизнесе в России, то здесь все планы, объявленные Бернотатом, были увязаны с созданием стратегического альянса "Газпрома" и E.ON, о чем стороны договорились в июле 2004 года. Так, глава E.ON заявил, что решение об участии концерна в проекте разработки Южно-Русского месторождения, ресурсной базы для Северо-Европейского газопровода (СЕГ), будет принято "до конца года". Вчера была впервые объявлена обсуждаемая сумма инвестиций в Южно-Русское; по словам Бернотата, стороны собираются вложить в добычу $1 млрд.
Глава E.ON также сообщил о скором приобретении E.ON-energy, дочерним предприятием E.ON, контрольного пакета акций в энергетической компании Молдавии "Электрика Молдова" и подтвердил курс на расширение энергобизнеса E.ON в Восточной и Центральной Европе.
Источник информации - Информационное агенство РОСБАЛТ
Пятница, 11 марта 2005, 11:40
|