"Волготанкер" объявил, что распрощался со своим
крупнейшим клиентом - нефтяной компанией "ЮКОС", которая
из-за финансовых проблем решила отказаться от речных
перевозок. Впрочем, в "Волготанкере" уверяют, что объемы
заказов не упадут благодаря заказам от других нефтяников. А
эксперты считают, что пароходству сейчас даже выгодно
дистанцироваться от опальной компании.
В 2004 г. на долю "ЮКОСа" пришлось 52% общего объема
перевозок нефти и нефтепродуктов "Волготанкера". Но в этом
году заявок от нефтяной компании не поступало, рассказывает
вице-президент "Волготанкера" по связям с общественностью
Андрей Клейменов.
Сотрудник "ЮКОСа" подтвердил "Ведомостям", что в этом
году компания решила отказаться от перевозок своей
продукции по реке. По его словам, это связано с потерей
основного добывающего предприятия - "Юганскнефтегаза",
который в конце прошлого года был продан за долги
"Роснефти". "К тому же мы вынуждены экономить средства, так
как наши счета арестованы. Поэтому мы вынуждены выбирать
более дешевые виды транспорта, а зачастую и продавать нефть
на скважине, чтобы не оплачивать транспортные издержки", -
отмечает собеседник.
Аналитик компании "Метрополь" Евгений Сосков говорит,
что после продажи "Юганска" у "ЮКОСа" стало больше
перерабатывающих мощностей, чем добывающих. "Для внутренней
транспортировки своей нефти им достаточно трубопроводного
транспорта", - уверен он.
Впрочем, А.Клейменов уверяет, что, несмотря на потерю
крупного клиента, объем перевозок у "Волготанкера" в этом
году будет не ниже, а возможно, и выше, чем в 2005 г.
"Объем заявок на перевозку нефти и нефтепродуктов на этот
год сейчас превышает перевозные мощности "Волготанкера" на
7%", - говорит он.
Эксперты предполагают, что компания продолжит возить
нефть "Юганска", а ее крупнейшим заказчиком станет
"Роснефть". "Нефть "Юганска" никуда не делась, просто у
предприятия сменился собственник", - отмечает Юрий Песков,
начальник аналитико-информационного центра компании
"Новошип". Представители "Роснефти" и "Волготанкера" не
комментируют эту информацию.
А вот представитель трейдерской компании Palmali Фоат
Халилов полагает, что "Волготанкеру" не удастся сохранить
объемы перевозок на прежнем уровне, так как объем речных
перевозок в России уменьшается. Palmali, по его словам,
ожидает снижение объема своих нефтяных перевозок по реке на
15% по сравнению с 2004 г. "Даже если иметь в виду, что
нефть "Юганскнефтегаза" осталась в объеме перевозок
"Волготанкера", совокупный объем перевозок компании вряд ли
останется на прошлогоднем уровне", - считает Ф.Халилов.
Аналитик Газпромбанка Сергей Суверов считает, что
"Волготанкер" сделал это заявление в рамках предпродажной
подготовки компании. "Им нужно максимально дистанцироваться
от "ЮКОСа", - поясняет эксперт.
В августе 2004 г., в разгар дела "ЮКОСа", самарская
прокуратура обвинила "Волготанкер" в уклонении от уплаты
налогов в 2002-2004 гг. на 300 млн руб. В декабре
налоговики предъявили пароходству претензии за 2001 г. на
715 млн руб., проверки за 2002-2003 гг. еще продолжаются. В
январе 2005 г. налоговые органы добились ареста счетов и
части имущества "Волготанкера", а в феврале самарская
прокуратура предъявила шести его руководителям обвинения в
мошенничестве и отмывании доходов. Устав от борьбы,
менеджеры "Волготанкера" решили продать пароходство, но
пока покупатель не найден.
В 2004 г. "Волготанкер" перевез около 11 млн т нефти и
нефтепродуктов. Выручка пароходства за 9 месяцев 2004 г. -
более 4 млрд руб., чистая прибыль - 309 млн руб. Флот
"Волготанкера" насчитывает 353 судна дедвейтом 1.25 млн т.
Около 95% перевозок "Волготанкера" - нефть и нефтепродукты,
около 5% - металлопродукция. Основные заказчики в 2004 г. -
"ЮКОС", "ЛУКОЙЛ", ТНК-ВР, "Башнефть" и независимые
трейдеры. Менеджеры "Волготанкера" контролируют около 80%
его акций, 20% принадлежит государству.
Источник материала МФД-Инфоцентр.
Понедельник, 21 марта 2005, 11:52
|