Совет директоров РАО "ЕЭС России" одобрил передачу двух ГЭС на Таймыре в совместное предприятие с "Норильским никелем", контролировать которое будут металлурги. В обеих компаниях считают, что только так можно привлечь инвестиции в развитие станций. Но миноритарные акционеры РАО ЕЭС воспринимают сделку как вывод активов из компании.
РАО ЕЭС и "Норильский никель" давно хотят создать Норильско-Таймырскую энергетическую компанию. СП должно управлять 100%-ной "дочкой" РАО ЕЭС — "Таймырэнерго" и ПО "Норильскэнерго" заполярного филиала "Норникеля". Предполагается, что контрольный пакет акций в СП получит "Норникель", а 49% — РАО. Две ГЭС "Таймырэнерго" и три ТЭЦ "Норильскэнерго" должны быть переданы новой компании в аренду на 10 лет.
Вопрос о создании СП совет директоров РАО планировал обсудить в январе. Но его сняли с повестки из-за непроработанности схемы. А миноритарные акционеры холдинга назвали эту сделку выводом активов из компании.
Но государство решило иначе. На прошлой неделе межведомственная комиссия по реформированию электроэнергетики одобрила проект реформы "Таймырэнерго". И в пятницу его поддержал совет директоров самого РАО.
В пресс-релизе РАО говорится, что создание СП позволит "Таймырэнерго" привлечь инвестиции в развитие ГЭС. Ранее "Норникель" заявлял, что готов выделить на это около $70 млн. В "Норникеле" довольны решением РАО. Начальник управления по работе с инвесторами компании Дмитрий Усанов полагает, что это одно из наиболее эффективных решений совета директоров РАО.
Но энергохолдинг оставил себе возможность для маневра. Представитель РАО Марита Нагога говорит, что энергетики и "Норникель" будут вместе управлять СП, а в совет директоров "Таймырэнерго" войдут миноритарии РАО. А если совет директоров примет решение о продаже активов "Таймырэнерго", передаче их в Гидро-ОГК или пропорциональном распределении акций среди существующих акционеров, то договор с "Норникелем" будет расторгнут. Нагога подчеркивает, что за создание СП проголосовали все члены совета директоров, в том числе и представители миноритариев.
Председатель комитета по аудиту при совете директоров РАО, гендиректор Kiuru Partners Сеппо Ремес соглашается, что создание СП было единственной возможностью для развития таймырских ГЭС. Но другие миноритарные акционеры по-прежнему выступают против сделки. "Мне непонятно, почему РАО отказывается управлять компанией, имеющей высокоприбыльного экспортно-ориентированного потребителя, и практически отдает ее активы", — возмущается Вадим Клейнер из Hermitage Capital Management. "Когда актив отдается на 10 лет в аренду, можно считать, что, по сути, он покинул компанию", — уверен он. "Это просто подарок "Норильскому никелю", — соглашается директор Prosperity Capital Management Александр Бранис.
А председатель комитета по стратегии и реформированию при совете директоров РАО Дэвид Херн считает, что сделка с "Норникелем" создает "прецедент для раздачи активов в управление или их продажи". "Это не самая выгодная сделка РАО", — соглашается аналитик "ЦентрИнвеста" Александр Якубов.
Аналитик банка "Траст" Андрей Зубков считает, что правильнее было бы предложить "Норильскому никелю" купить таймырские ГЭС. "Но так как у него в этом регионе нет конкурентов как у платежеспособного потребителя электроэнергии, то продажа не будет конкурентной и цена будет не очень большой", — полагает Зубков. Он добавляет, что в том случае, если "Норильский никель" не захотел бы покупать "Таймырэнерго", то оптимальным вариантом стало бы внесение его в гидро-ОГК.
Источник материала "Ведомости".
Понедельник, 28 марта 2005, 10:51
|