Крупнейший в столице оператор телефонной связи — МГТС проводит самую масштабную реконструкцию за более чем 120 лет своего существования. Уже в этом году столичные связисты обещают предложить москвичам несколько новых услуг, которые позволят компании стать более прибыльной. В январе у МГТС сменился гендиректор: на смену Михаилу Смирнову пришел Алексей Гольцов, до этого курировавший техническое развитие сети. Первое интервью в новом качестве Гольцов дал "Ведомостям".
— Вы возглавили МГТС в конце января. Как принималось решение о вашем назначении и какие задачи поставили перед вами акционеры?
— Как было принято решение, не могу сказать, поскольку узнал о нем уже по факту. Мне было сделано предложение, и я от него не отказался.
Основная задача — это интенсивная реконструкция, модернизация сети, чтобы обеспечить нашим абонентам весь перечень услуг, которые могут предоставить цифровые АТС. Это потребует определенной оптимизации структуры компании, пересмотра наших взаимоотношений с клиентами. МГТС должна стать клиентоориентированной компанией. Конкуренция на московском рынке достаточно велика, поэтому вопросы сервиса занимают одно из первых мест. Мы не должны потерять существующих клиентов и должны привлечь новых.
— Какие изменения произойдут в структуре МГТС?
— Меняется технологическая составляющая сети, а значит, изменяются и бизнес-процессы в компании. Сеть принимает совершенно иной облик, и это не может не повлечь за собой изменений в работе структурных подразделений — и эксплуатационных, и тех, что обеспечивают бизнес-процессы.
— На каком этапе реконструкции сейчас находится МГТС? Что предстоит сделать в этом году?
— Темпы идут по нарастающей. Если в прошлом году мы обеспечили реконструкцию порядка 100 000 номеров, то в этом планируем заменить на цифровые уже 250 000 номеров. В дальнейшем темпы должны быть еще увеличены: мы планируем переключать 350 000 -400 000 абонентов ежегодно.
— Давно обсуждается, как будет выглядеть сеть после реконструкции: в какой части Москвы сохранится ныне действующий код "095", а где появится новый — "499". Рисовались схемы, потом планы менялись… Сейчас определенность появилась?
— Многое определяют решения регуляторов. В частности, нам предстоит в течение двух лет обеспечить абонентам доступ к экстренным справочно-сервисным службам, номера которых будут начинаться с "1", а не с "0", как сейчас, поскольку "0" будет использоваться для выхода на межгород.
— Раньше назывались более длительные сроки.
— Совершенно верно, но недавно было принято решение о том, что эту работу необходимо выполнить в ближайшие два года.
Что касается кода "499", то одна из основных задач — это провести работу с минимальным изменением нумерации. На 100% избежать изменений не получится, но мы стремимся к тому, чтобы сохранить для максимального количества абонентов существующий номер при переводе его из кода "095" в "499". Мы будем стараться, чтобы таких абонентов было больше половины.
— В конце прошлого года МГТС объявила о запуске новых услуг, таких как удержание вызова, переадресация и т. д. Альтернативные и сотовые операторы предоставляют такие услуги уже много лет. Планируете ли вы запускать какие-то по-настоящему новые сервисы?
— Мы прорабатываем перечень услуг, которые будут доступны как абонентам МГТС, так и абонентам мобильных операторов. Одну из них мы предложили только что — это модернизированная справочно-сервисная служба "009", доступ к которой теперь открыт для всех операторов фиксированной и сотовой связи. А первой компанией, присоединившейся к "009", стала МТС. Параллельно к "009" подключены несколько крупнейших контент-провайдеров, которые расширят спектр наших услуг. Мы считаем, что предложили абонентам уникальный ресурс. Это новый сегмент рынка, и я думаю, мы сможем занять на нем лидирующее положение.
Услуги, о которых вы говорите, были предложены абонентам в Митине. Они действительно уже давно известны абонентам мобильных сетей, но в 2005 г. мы сделаем все возможное, чтобы ими могли пользоваться все абоненты цифровых АТС, которых к концу года будет более 1 млн.
Отдельно хочу сказать про код "499", относительно которого у части абонентов существует предубеждение. Абоненты в этом коде будут получать все новые услуги, которые будет предлагать МГТС, в первую очередь.
— Помнится, МГТС обещала запустить совместные услуги с сотовыми операторами, такие как возможность отправки SMS с домашнего телефона на сотовый. Можно ли ждать чего-то подобного?
— Мы над этим работаем.
— И как строятся ваши взаимоотношения с "Национальной таксофонной сетью" (НТС), которая развивает проект по внедрению единой таксофонной карты и давно пытается проникнуть в Москву?
— У нас существует соглашение с НТС, в соответствии с которым таксофонные карточки МГТС могут использоваться в санкт-петербургских таксофонах НТС, а единые таксофонные карты НТС могут быть приняты в таксофонах МГТС. Остается только провести определенную доработку в таксофонном хозяйстве. Мы с нашим поставщиком — Siemens-Elasa — эту работу уже провели, сейчас ожидаем завершения работ у НТС. Потом проведем окончательное тестирование, и услуга будет доступна.
— Что будет с междугородными и международными звонками по IP-технологии? МГТС запустила эту услугу в середине декабря, а затем приостановила…
— После того как услуга была запущена, мы получили согласованный проект правил присоединения и взаимодействия сетей связи, в котором не были учтены наши замечания. Из-за этого услугу пришлось приостановить. Теперь ждем, когда выйдет окончательный вариант правил. Тогда и будем принимать решение о возобновлении данной услуги или об использовании иных решений по доступу наших абонентов в направлении межгорода.
— А в чем состояла суть ваших замечаний к правилам?
— Речь шла о возможности маршрутизации трафика в обход АМТС "Ростелекома".
— IP-телефония на сети МГТС работала около полутора месяцев. Насколько высоким оказался интерес абонентов к этой услуге?
— Трудно сказать, ведь абоненты только привыкали к возможности альтернативного выхода на межгород. В этом году Мининформсвязи планирует выдать лицензии на предоставление услуг дальней связи альтернативным операторам. Технологически мы уже подготовились к тому, чтобы обеспечить доступ нашим абонентам в направлении альтернативных операторов: эти операторы уже подсоединены к МГТС, и мы оформляем с ними взаимоотношения, чтобы подписать договоры как можно быстрее после того, как они получат лицензии.
— МГТС долго спорила с нынешним монополистом на рынке дальней связи — "Ростелекомом" о справедливом распределении денег, которые платят москвичи за услуги дальней связи. Устраивает ли вас пропорция разделения доходов сейчас?
— Как раз сейчас мы готовим целый пакет договоров с "Ростелекомом". Думаю, что мы найдем обоюдовыгодные решения.
— Одним из конкурентов "Ростелекома" на рынке дальней связи скоро может стать "Межрегиональный ТранзитТелеком" (МТТ), 50% акций которого принадлежат крупнейшему акционеру МГТС — АФК "Система". Не означает ли это, что МГТС будет выгоднее сотрудничать с МТТ, чем с "Ростелекомом"?
— Нам представляется выгодным сотрудничать с компанией МТТ при маршрутизации трафика, и мы очень плотно работаем с ней над определением наших взаимоотношений.
— Из новых правил присоединения сетей следует, что любой оператор сможет получить доступ к абонентам другого оператора. Как это может сказаться на бизнесе МГТС в будущем?
— Я хотел бы дождаться самого документа. Циркулирует много версий, в которых есть разночтения. Но я думаю, что мы в любом случае сможем адаптироваться к изменениям.
— Каковы сегодня планы МГТС в отношении повременки? Несколько лет назад МГТС активно выступала за ее введение, а сейчас эта тема как будто закрыта. В то же время действующий закон "О связи" обязывает операторов предлагать абонентам на выбор и фиксированную, и повременную плату одновременно.
— МГТС не акцентирует на этом внимание, потому что мы давно обозначили готовность предоставить абоненту выбор между повременной либо фиксированной оплатой за телефон. Технически все готово. После того как Федеральная служба по тарифам (ФСТ) утвердит нам тарифные планы, мы сможем обеспечить нашим абонентам возможность выбора.
— Как вы относитесь к требованию антимонопольщиков о том, что с введением повременной платы общий размер доходов оператора не должен увеличиться?
— Тарифы, которые действуют сейчас, приближаются к себестоимости нашей услуги, но пока не покрывают ее — они как бы находятся на грани. Насколько я знаю, позиция регуляторов предусматривает возможность использования тарифа в том числе и для развития сети, а не только покрытия себестоимости. Эта позиция мне импонирует.
— А предлагать ФСТ дальнейшее повышение тарифов на услуги МГТС вы планируете?
— Мы обязаны ежегодно предоставлять информацию, на основании которой ФСТ готовит и утверждает тарифы операторам. Мы лишь предоставляем данные, необходимые службе, чтобы она могла рассчитать справедливый тариф.
— В прошлом году МГТС должна была окончательно рассчитаться по задолженности, которую накопила в предыдущие годы, чтобы с 2005 г. занимать уже на более выгодных условиях.
— Сегодня долговая нагрузка на МГТС рациональна. Все планы, которые у нас были, мы выполнили. Отныне привлеченные средства будут направляться не только на покрытие финансовой задолженности, но и в основном на инвестиции для проведения реконструкции сети.
— Сколько нужно вложить в реконструкцию МГТС в ближайшем будущем?
— Объем необходимых инвестиций на два года — порядка 10 млрд руб.
— И какими будут источники этих инвестиций?
— В основном это собственные средства, но одновременно мы используем и кредиты банков, и облигационные займы, и лизинговые схемы с поставщиками оборудования.
— Несмотря на популярность мобильной связи, эксперты не ставят крест на проводных коммуникациях. Они отмечают более высокую пропускную способность каналов, надежность и т. д. А каким представляется будущее проводной связи в России вам?
— Конечно, у мобильной связи очевидные преимущества перед проводной. Но существуют естественные ограничения по скорости передачи данных в мобильных сетях.
Скорость передачи данных по проводной связи ежегодно удваивается. Дальнейшее развитие фиксированных сетей, а значит, и рост доходов операторов будут связаны с предоставлением дополнительных услуг по передаче данных, широкополосных услуг и т. д. Особенно хорошие перспективы проводная связь имеет в мегаполисах. Но мне кажется, что будущее за объединением двух сетей — мобильной и фиксированной, за их конвергенцией.
О КОМПАНИИ
ОАО "Московская городская телефонная сеть" — крупнейший оператор фиксированной связи в Москве, обслуживает около 4,2 млн абонентов. На 100 жителей столицы приходится более 50 телефонов МГТС. Таксофонная сеть оператора насчитывает более 18 000 аппаратов. Доля МГТС на московском рынке фиксированной связи составляет, по собственным оценкам компании, около 80%.
Выручка МГТС за девять месяцев 2004 г. по РСБУ выросла на 15,6% по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. до 10,8 млрд руб., чистая прибыль сократилась на 32% до 1,09 млрд руб. Капитализация МГТС на 29 марта — $1,3 млрд.
БИОГРАФИЯ
Алексей Валентинович Гольцов родился в 1965 г. После окончания Московского электротехнического института связи в 1987 г. пришел работать в МГТС. Работал на Тушинском телефонном узле и в Управлении технической эксплуатации телекоммуникаций (УТЭТ), в 2001 г. стал начальником Центра управления цифровой сетью УТЭТ МГТС, а в 2003 г. — заместителем гендиректора, отвечающим за развитие и реконструкцию сети. В 2004 г. окончил Международный университет — Высшую школу бизнеса и менеджмента по специальности "менеджер высшего уровня".
Источник материала "Ведомости".
Среда, 30 марта 2005, 12:39
|