Главную стройку века - Восточный нефтепровод - еще даже не начали, а вокруг заказчика и исполнителя этого проекта ОАО "Транснефть" уже разгорелись нешуточные страсти. В среду глава Минприроды Юрий Трутнев заявил, что акционерное общество не может быть ответственным за трубопроводный транспорт. Поэтому "Транснефть" надо передать под контроль новому федеральному агентству. Эксперты называют это началом войны за контроль над многомиллиардными нефтяными потоками в направлении Тихого океана и Китая.
"Транснефть" критиковали всегда. Развитие этого монополиста отставало от меняющихся интересов нефтяников, которые в свою очередь были связаны с изменением мировой конъюнктуры на рынках "черного золота". Но до сих пор разговоров о том, чтобы отнять у "Транснефти" ее функции по строительству трубопроводов и "повесить" дорогостоящие проекты на бюджет, не было.
Вчера об этом заговорили сразу два федеральных чиновника - министр природных ресурсов Юрий Трутнев и министр транспорта Игорь Левитин. Они считают, что "Транснефть" не заинтересована в комплексной разработке новых магистральных нефтепроводов, и предлагают передать все функции заказчика федеральному агентству. "Если уже было принято решение о государственной монополии на трубопроводный транспорт, то кто-то должен быть ответственным за его работу. И я не убежден, что этим ответственным может быть акционерное общество "Транснефть", - заявил вчера Юрий Трутнев, выступая на коллегии Минтранса РФ.
"Транснефть" строит трубу, но не заботится, например, о подъездных путях и другой инфраструктуре", - пояснил "Известиям" позицию своего шефа его пресс-секретарь Ринат Гизатуллин. В Минприроды считают, что подряды на строительство должна распределять государственная организация, деньги должны выделяться из бюджета.
Сегодня "Транснефть" сама ищет деньги на трубу, берет кредиты и договаривается с нефтяниками об объемах поставок сырья. Если предложение Минприроды будет принято, правительству в бюджете придется поискать только на Восточный нефтепровод от $11.5 до $15 млрд. В Минпромэнерго, которое курирует магистральные нефтепроводы, на инициативы Трутнева и Левитина отреагировали быстро. "Нет смысла создавать еще одну государственную надстройку над эффективно работающей компанией. У нас нет претензий к "Транснефти", - сказал "Известиям" пресс-секретарь Виктора Христенко Станислав Наумов.
Источник газета "Финансовые известия"
Четверг, 31 марта 2005, 14:02
|