финансовая компания PROFIT HOUSE
  • Котировки акций
  • Лидеры роста-падения
  • Интернет-трейдинг QUIK  
  • Открыть счет
  • Раскрытие информации

  • 115114, Россия, Москва,
    Дербеневская набережная, дом 11, корпус А, помещение 80.
    Тел: (495) 232-3182; факс: (495) 795-3290
    http://www.phnet.ru; client@phnet.ru
        
     PHnet.ru 
     На страницу для просмотра 
     Отправить на принтер 
     Версия для печати 
       
    Новости и комментарии

    Нефть дорожает — прибыль растет

    Альфа-банк решил развенчать миф о том, что российские нефтяники практически ничего не зарабатывают на росте цен на нефть. Согласно выкладкам банка, повышение нефтяных котировок на 1 доллар приносит компаниям 20 центов чистой прибыли.


    На нынешней неделе Альфа-банк распространил отчет "Миф о налоговой нагрузке в 90%". В этом документе аналитики банка опровергли культивируемый нефтяниками тезис о том, что при ценах нефти выше $25 за баррель $0,90 с каждого лишнего доллара уходит на налоги. Они отмечают, что это утверждение справедливо лишь применительно к экспорту нефти, основной налог на который — экспортная пошлина — рассчитывается по прогрессивной шкале, привязанной к цене российской нефти Urals в Европе. Однако на экспорт в России уходит в среднем только половина добытого сырья. Другая половина (за исключением небольших объемов, продаваемых на внутреннем рынке) перерабатывается в нефтепродукты, часть из которых экспортируется и часть — реализуется внутри страны.

    И именно операции с нефтепродуктами, как показано в исследовании Альфа-банка, смягчают общую налоговую нагрузку на вертикально-интегрированные компании, составляющие основу российской нефтянки. В частности, экспортные пошлины на нефтепродукты с середины прошлого года по настоящее время составляли всего 57-65% от нефтяной. Сейчас должен вступить в действие новый порядок их расчета, непосредственно привязанный к цене нефти. Если она будет стоить, например, $40 за баррель, то с каждого доллара дополнительных доходов от цен свыше $25 пошлина составит в среднем $0,58 (для сравнения: нефтяная пошлина в этом случае $0,65). Еще одна "подушка" для нефтяников — рост внутренних цен на нефтепродукты. По подсчетам специалистов Альфа-банка, при росте европейских цен на топливо на $1 за баррель внутри России оно дорожает на $0,62.

    Исходя из этих подсчетов, эксперты выводят средневзвешенное значение налоговой нагрузки для типичной вертикально-интегрированной компании. Она отдает государству 78 центов от каждого повышения нефтяной цены на $1 за баррель. А в зависимости от структуры продаж у разных компаний этот показатель составляет 18-24%.

    Одной из основных причин живучести мифа о 90%-ной налоговой нагрузке в Альфа-банке считают то, что нефтяники сами всячески поддерживают его. Им выгоден образ бедных родственников, которые не выдержат очередного усиления фискального давления, коль скоро на него захочет пойти правительство.

    Разница между мифической и реальной налоговой нагрузкой довольно велика. Например, в Альфа-банке при прогнозируемой его специалистами цене нефти на этот год в $40 за баррель чистая прибыль "ЛУКОЙЛа" ожидается на уровне $4,376 млрд. Но если бы допдоходы изымались в объеме 90%, ее следовало бы прогнозировать на $381 млн ниже. Для "Сургутнефтегаза" эта дельта составляет $268 млн при прогнозе прибыли в $2,406 млрд, для "Сибнефти" — $151 млн при $2,197 млн.

    С выводами Альфа-банка в целом согласны в "Тройке Диалог", хотя и дают более консервативные оценки. Аналитик инвесткомпании Каха Кикнавелидзе полагает, что при повышении нефтяных цен более $25 за баррель в распоряжении компаний остается 15% допдоходов. Соответственно, и разница между мифической и реальной налоговой нагрузкой получается меньше. В частности, "Тройка Диалог" прогнозирует цену нефти на 2005 г. на уровне $37 за баррель, а чистую прибыль "ЛУКОЙЛа" — $4,200 млрд. Если же не учитывать нефтепродуктовый фактор, то прибыль прогнозировалась бы на $120 млн ниже. Эксперт отмечает, что в наибольшей степени от роста нефтяных цен выигрывают компании с большими объемами производства и продаж нефтепродуктов ("ЛУКОЙЛ", "Сибнефть") и менее эффективны в этом плане те, кто больше ориентируется на экспорт сырья ("Сургутнефтегаз", ТНК-ВР).

    Однако нефтяников эти нюансы не очень-то занимают. Начальник отдела "ЛУКОЙЛа" по работе с инвесторами Геннадий Красовский говорит, что разница в налоговой нагрузке на нефтяников в зависимости от принципов подсчета ничтожна по сравнению с тем, что в освоение новых нефтегазовых провинций им надо вкладывать десятки миллиардов долларов.
     

    Источник материала "Ведомости".

    Пятница, 15 апреля 2005, 12:12

     
                                                                                                                                                                                                     

     

        
     PHnet.ru 
     На страницу для просмотра 
     Отправить на принтер 
     Вверх страницы