Вкладывая деньги, люди часто наступают на одни и те же грабли — покупают акции на пике роста, долго не решаются избавиться от дешевеющих бумаг, вкладывают деньги в то, о чем имеют весьма смутное представление. В Merrill Lynch выяснили, что женщины грешат этим гораздо реже, чем мужчины, хотя традиционно считается, что последние лучше разбираются в финансовых вопросах.
Опрос, проведенный среди 1000 американских инвесторов управляющей компании Merrill Lynch Investment Managers, выявил, что и мужчины, и женщины, занимающиеся вложениями свободных денег, совершают одни и те же типичные ошибки. Индивидуальные инвесторы вне зависимости от пола часто упускают оптимальный срок продажи акций, растущих в цене, или опрометчиво вкладывают все средства в одну ценную бумагу. Однако, как показал опрос, женщины лучше учатся на ошибках, допускают такие просчеты реже мужчин и более обстоятельно просчитывают финансовые шаги.
К примеру, среди опрошенных мужчин 24% признались, что покупали "горячие" (т. е. быстро растущие в цене) акции без должного анализа ситуации; у женщин соответствующий показатель не превышает 13%. Между тем "горячие" акции, которые в какой-то момент становятся популярными у инвесторов, зачастую вскоре падают быстрее, чем до этого росли. Вот, например, в октябре 2004 г. на российском рынке акции "Мосэнерго" за восемь дней выросли с 4,4 руб. до 9,95 руб., а в течение следующих шести дней подешевели до 4,8 руб. Более того, по данным Merrill Lynch, 63% мужчин, совершивших такой просчет, повторили его впоследствии, а среди женщин таких было лишь 47%.
Большинство мужчин-инвесторов считают своей самой болезненной ошибкой слишком долгое хранение акций, падающих в цене, причем 61% тех, кто совершил такую ошибку, повторили ее (у женщин в двойной ошибке признались 48%). Кроме того, 68% мужчин более одного раза забывали учитывать налоговые последствия своих инвестиций, тогда как у женщин соответствующий показатель — 47%.
Начальник отдела продаж Гута-банка Алина Белаш согласна с выводами Merrill Lynch Investment. Она объясняет это тем, что многие женщины используют биржевую игру как источник сохранения, а не увеличения имеющегося капитала. По ее наблюдениям, дамы почти не пользуются спекулятивными стратегиями и порой зарабатывают неплохие деньги на своем терпении.
Причины успеха слабого пола начальник управления клиентских технологий на финансовых рынках ОРГРЭСБАНКа Светлана Целминьш видит в том, что "женщины более внимательны в деталях: никогда не пропускают дат погашения, скрупулезно читают отчеты и менее рискованны". Мужчины же, по ее наблюдениям, чаще выигрывают крупные суммы, но и так же часто рискуют и проигрывают.
Конечно, среди россиянок пока слишком мало женщин-инвесторов, корректную статистику их промахов и удач получить сложно. Но, если верить рассказам отечественных брокеров, зачастую и наши женщины дают фору мужчинам.
Например, руководитель отдела доверительного и консультационного управления ИК "ФИНАМ" Дмитрий Серебренников заметил, что женщины-клиентки обычно правильно "входят в рынок": сначала изучат книги, посоветуются со специалистами, потренируются на учебном счете, а затем начинают вкладывать реальные деньги. Мужчины же, напротив, действуют по принципу "сначала ввязаться в дело, а там разберемся".
На Западе для поставщиков финансовых услуг представительницы прекрасного пола сейчас становятся все более важной категорией клиентов, поскольку число состоятельных женщин растет. Подразделение Merrill Lynch по развитию женского бизнеса ориентируется на собственниц бизнеса, руководителей и тех, кто занимается благотворительностью. В Citigroup создано подразделение Women & Co., предоставляющее клиенткам образовательные и консультационные услуги. Интерес финансистов объясняется и тем, что женщины охотнее мужчин прибегают к услугам профессиональных консультантов. Около 79% опрошенных Merrill Lynch женщин заявили, что у них есть финансовый советник (у мужчин доля таких ответов была 50%). Более того, продуманный финансовый план имеется у 77% женщин и лишь у 62% мужчин.
В России же услугами советников в денежных вопросах чаще пользуются состоятельные мужчины и женщины со средними доходами. Так, по словам финансового консультанта Владимира Савенка, среди его клиентов с доходом свыше $30 000 в месяц исключительно мужчины, а вот среди клиентов с ежемесячным доходом ниже $3000 преобладают женщины.
Источник материала "Ведомости".
Пятница, 22 апреля 2005, 11:16
|