Федеральная антимонопольная служба хочет избежать создания новых монополий. По данным СМИ, ФАС направила в правительство РФ письмо "О рисках вертикальной и горизонтальной интеграции в электроэнергетике", в котором предлагается принять ряд мер по недопущению монопольного положения ОГК и ТГК. В частности в этом письме предлагается зафиксировать конфигурацию ОГК и ТГК на переходный период реформирования электроэнергетики; не разрешать получение контроля одной группой лиц более чем над одной ОГК; а также не допускать контроля топливных компаний над крупной генерацией.
Антимонопольная служба опасается, что в противном случае поставщики топлива не пустят конкурентов на станции, а сами будут завышать цены. ФАС же хочет предотвратить монополизацию рынка энергетики в отдельном регионе. Для этого она предлагает не продавать владельцам ОГК территориальные генерирующие компании, которые расположены в регионах присутствия оптовых компаний. "Несмотря на незначительную рыночную силу средней ТГК, фактическое ее объединение в пределах соответствующего региона даже с одной из станций ОГК может дать синергетический эффект в плане возможности манипуляции ценами электроэнергии", - заявил заместитель начальника управления ФАС по контролю и надзору в ТЭК Александр Пироженко.
Аналитики ИК "БрокерКредитСервис" считают, что такие заявления чиновников сильно снижают инвестиционную привлекательность российских энергоактивов. Правительство так и не приняло никаких решений в отношении участия стратегических инвесторов в генерирующем бизнесе, а теперь еще предлагает ограничить участие "стратегов", отмечают эксперты.
Если правительство поддержит предложения антимонопольного ведомства, то в первую очередь ограничения коснутся "Газпрома". Газовый монополист уже скупил более 10% акций РАО "ЕЭС России" и 25,01% акций "Мосэнерго", что сейчас дает ему возможность претендовать на контроль как минимум в двух ОГК. СУЭК, собравший до 40% акций в "Кузбассэнерго", "Амурэнерго", "Дальэнерго" и "Омскэнерго", также не сможет контролировать генерации. Кроме того, "Сургутнефтегазу" не удастся реализовать планы по покупке двух Сургутских ГРЭС, а КЭС не сможет получить ОГК-5, в которую входят две станции в Свердловской области - Рефтинская и Среднеуральская ГРЭС, а также контроль в ТГК-9, в которую входят станции "Свердловэнерго".
Стратегические инвесторы опасаются, что в случае принятия этих ограничений покупателей, соответствующих таким условиям, не останется вовсе.
Аналитики ИК "Проспект" все же скептически относятся к возможности принятия каких-либо решений по данному вопросу, способных кардинально изменить ситуацию. На сегодняшний день круг потенциальных стратегических инвесторов в электроэнергетическую отрасль уже сложился, и, с точки зрения специалистов, утопическая вероятность ограничения их участия в реформе может привести к весьма негативным последствиям, которые в первую очередь отразятся на рынке акций электроэнергетических компаний.
Кроме того, эксперты БКС полагают, что участие СУЭКа и "Газпрома" как поставщиков топлива в уставных капиталах ОГК и ТГК является для последних не столь угрожающим, сколько возможный контроль металлургов и "алюминщиков", абсолютно не заинтересованных в рентабельности генерирующего бизнеса и стремящихся получить как можно более дешевую электроэнергию для спонсирования своего основного бизнеса.
Иностранцы же пока не стремятся инвестировать в российскую энергетику на фоне неопределенности правительства по ряду ключевых вопросов, а также переноса сроков реформирования основных направлений отрасли.
Остается надеяться на сильные лоббистские возможности "Газпрома" в правительстве, которые он неоднократно демонстрировал в отношении решений по реформе. В итоге, по мнению аналитиков БКС, возможен вариант, когда ФАС будет осуществлять контроль за ценами на топливо, поставляемое на электростанции, принадлежащие этим "стратегам".
Источник материала РИА "РосБизнесКонсалтинг".
Пятница, 13 мая 2005, 18:17
|