Проблемы крупных монополий могут заставить депутатов и чиновников переписать закон. Во всяком случае, с подачи РАО ЕЭС в российском корпоративном законодательстве может наконец появиться детальное описание реструктуризации. Это поможет энергохолдингу завершить реформу, но для остальных компаний почти бесполезно, констатируют эксперты.
С 2003 г. "дочки" РАО ЕЭС - региональные АО-энерго начали разделение по видам бизнеса. Вместо каждой из них должны появиться как минимум три компании - генерирующая, сетевая и сбытовая. А из таких гигантов, как, например, "Мосэнерго", будет выделено 14 структур. После разделения генерацию предполагается объединить в семь оптовых и 14 территориальных генерирующих компаний, а сети - в Федеральную сетевую компанию. Что делать со сбытом, чиновники еще не определили.
Реформа идет медленно. Из 73 АО-энерго разделили бизнес только 35, говорит представитель РАО ЕЭС Татьяна Миляева: мешают "проблемы и коллизии в законодательстве". Закон об АО слишком поверхностно описывает процедуру реорганизации, поясняет гендиректор компании "Технологии корпоративного управления" (консультант энергохолдинга) Роман Козлов. Ее детализируют поправки, которые внесла в Госдуму группа депутатов-единороссов во главе с председателем комитета по регламенту Олегом Ковалевым.
Сейчас при выделении компании собрание акционеров материнского предприятия определяет, каким имуществом ее наделить, а собрание акционеров самой новой компании одобряет собственно создание юрлица. Как проводить это второе собрание — непонятно, говорит Козлов. Как обычное — нельзя, поскольку нет реестра акционеров, а как учредительное — сложно, поскольку надо собрать 100% акционеров, а их у энергокомпаний тысячи. По поправкам "единороссов" для выделения хватит и одного собрания реорганизуемой компании.
Неясно, как быть, если в ходе реструктуризации изменится состав передаваемого имущества. "Баланс зафиксирован на дату собрания, но за время до создания новой компании может произойти что угодно — сгорит склад или что-нибудь продадут", — говорит сотрудник РАО ЕЭС. Прописать это депутаты предлагают в передаточном акте. Кроме того, связанные с реструктуризацией сделки согласно поправкам не могут признаваться крупными или "сделками с заинтересованностью". Это избавит АО-энерго от необходимости лишний раз тратить деньги и созывать общее собрание акционеров — по закону только оно праве одобрить крупную сделку. А для сделок с заинтересованностью не придется ждать санкции миноритариев, ведь акционер, в пользу которого проходит сделка, не может голосовать за ее одобрение. "Мы хотели упростить процедуру [реорганизации] и устранить недостатки, проявившиеся во время реформы РАО ЕЭС", — резюмирует Ковалев.
"Будет здорово", — рассчитывает на одобрение поправок источник в РАО ЕЭС. Они подстрахуют от возможных исков и те АО-энерго, которые уже прошли реорганизацию, добавляет Козлов. Чиновники не возражают против поблажек для РАО ЕЭС. Правда, замечает источник в Минэкономразвития, поправки снимают не все проблемы при реструктуризации: например, по-прежнему невозможно выделить из АО общество с ограниченной ответственностью, поскольку оно не сможет унаследовать лицензии. Поэтому Минэкономразвития собирается в течение года написать отдельный закон о реструктуризации, говорит чиновник.
Для других компаний поправки бесполезны, замечает финансовый директор крупного холдинга. Выделение бизнеса — очень востребованная процедура, но для этого создают "дочку" и делают взнос в ее уставный капитал основными средствами — получается "новая чистая компания", поясняет он. "До реформы РАО эта реорганизация просто никому не была нужна, и поправки не заставят предпринимателей ею пользоваться", — говорит бизнесмен.
Источник материала "Ведомости".
Понедельник, 23 мая 2005, 16:02
|