Национальный автопром переживает самый масштабный кризис последних лет. За I квартал 2005 г. продажи российских автомобилей упали на 14%, в то время как иномарок увеличились в полтора раза. Сами автозаводы считают, что их участь — собирать иномарки.
В 2004 г. автопром показал небывалый рост. Продажи автомобилей российского производства выросли на 10%, а иномарок удвоились. Эксперты полагали, что взрывной рост продаж продолжится, а на рынке хватит места и нашим машинам, и иномаркам.
Но чуда не случилось. В минувшую пятницу глава Минпромэнерго Виктор Христенко объявил, что продажи отечественных легковых автомобилей в I квартале сократились на 14% — с 232 000 до 200 000. Продажи новых импортных иномарок выросли почти вдвое — с
46 000 до 80 000, продажи подержанных иномарок — в полтора раза с 63 000 до 90 000 автомобилей, продажи "российских иномарок" — на 17% с 24 000 до 28 000.
Кризис отразился почти на всех российских автопроизводителях. По данным "АСМ-Холдинга", в I квартале "АвтоВАЗ" снизил продажи на 9,7% по сравнению январем — мартом прошлого года до 165 688 автомобилей, "ИжАвто" — на 41,2% до 10 127, ГАЗ — на 39,7% до 10 027, УАЗ — на 37,4% до 5791. Единственным исключением из общего правила стала "Рослада", которая собирает "девятки", продажи которой выросли на 74% до 5297 машин.
В мае "АвтоВАЗ" объявил об отмене субботней смены на заводе и снижении годового производственного плана с 730 000 до 700 000 автомобилей. Дилеры предприятия утверждают, что в середине мая на их площадках скопилось не менее 80 000 автомобилей, т. е. вдвое больше нормы. Как сообщил "Ведомостям" источник на "АвтоВАЗе", завод готовит проект приказа, допускающий сокращение штата. А "ИжАвто" уже объявило в пятницу о сокращении 4000 сотрудников до конца 2005 г., объясняя это падением объемов производства.
Проблемы автозаводов вредят не только его акционерам или сотрудникам, но и всей экономике. Старший экономист компании "УралСиб" Владимир Тихомиров подсчитал, что на долю автопрома вместе с поставщиками комплектующих приходится 5-6% ВВП. Если бы не кризис, рассуждает он, рост ВВП в I квартале составил бы не 4,9%, а 5,2%.
По мнению экспертов, российский автопром сам довел себя до кризиса, постоянно повышая цены на автомобили. "Они по привычке считают, что управляют рынком, — отмечает независимый эксперт автомобильного рынка Сергей Алексейчук. — Но столкнулись с дешевыми иномарками — Daewoo Nexia, Hyundai Accent". По оценке инвесткомпании "Атон", "автомашины российских производителей воспринимаются как продукция низкого качества". Поэтому повышение цен вкупе с ростом конкуренции со стороны иномарок ведет к тому, что тот же "АвтоВАЗ" "рискует утратить основное конкурентное преимущество — низкие цены". "Наш предел чувствительности по "десяткам" — не более $8000 [за автомобиль]", — признает источник, близкий к "АвтоВАЗу". Но в 2005 г. вазовские автомобили перешагнули этот порог: по данным журнала "Авторевю", в московских салонах стоимость "десяток" составляет $8250-10 600.
Российский автопром уже дважды переживал кризис. Но в 1998 г. его буквально спас дефолт, благодаря которому цены на наши автомобили снизились в несколько раз. А три года назад наплыв подержанных иномарок был остановлен повышением таможенных пошлин. Но сейчас помощи российским автозаводам ждать неоткуда, говорит аналитик ОФГ Елена Сахнова. Рубль стабилен и даже укрепляется, а повышение пошлин на иномарки не значится в планах правительства.
Автопроизводители надеются выкарабкаться сами. "Мы запустили программу снижения издержек, — говорит собеседник "Ведомостей", близкий к "АвтоВАЗу". — К осени она даст результат". Он не исключает, что вслед за этим последует снижение цен. Но генеральный менеджер по маркетингу и PR "Рольф-Холдинга" Валерий Тараканов считает, что через 3-5 лет все отечественные автозаводы, кроме "АвтоВАЗа", перейдут на производство нишевых автомобилей, а в долгосрочной перспективе и ВАЗ не выживет как самостоятельный игрок. Российский автопром уже смирился с этой участью. Группа "СОК" на мощностях "ИжАвто" летом начнет выпускать автомобили Kia Spectra, "Северсталь-Авто" осенью — внедорожник Ssang Yong Rexton. Представитель "Северсталь-Авто" говорит, что компания намерена развиваться как независимый производитель, но ставку при этом делать на сборку иномарок и не планирует разрабатывать собственные модели. Похожим путем идет и "АвтоВАЗ". "У нас уже есть партнер — General Motors, кооперация с которым будет увеличиваться", — говорит источник, близкий к "АвтоВАЗу". Скоро партнеры построят в России завод по производству двигателей для "АвтоВАЗа" и "GM-АвтоВАЗа", а также обещают разработать новый автомобиль для российского завода. На конвейер "АвтоВАЗа" он может встать в 2009 г.
Источник материала "Ведомости".
Понедельник, 23 мая 2005, 16:04
|