Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев фактически объявил о присоединении своей страны к проекту нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Выступая сегодня на пресс-конференции в Баку по завершении азербайджано-казахстанских переговоров на высшем уровне, Н.Назарбаев заявил: "Нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан надо называть теперь Актау-Баку-Тбилиси-Джейхан".
Назарбаев подчеркнул, что для Казахстана эта магистраль "является одним из важных путей поставки нефти на мировые рынки". В то же время он отметил, что Казахстан выступает "за многовекторность нефтяных потоков", подчеркнув, что эта политика продиктована ростом объемов производства нефти в его стране. "К 2010 году в Казахстане будет добываться до 100 млн тонн нефти, а к 2015 году — до 150 млн тонн в год", — сообщил Назарбаев. Он отметил, что при внутренней потребности страны в 25 млн тонн будут оставаться большие объемы нефти на экспорт. "И ни Баку-Тбилиси-Джейхан, ни Каспийский трубопроводный консорциум не могут обеспечить транспортировку всей нефти", — заявил президент Казахстана. По его словам, в декабре 2005 г будет завершено строительство 1000-километрового трубопровода в Китай мощностью 20 млн тонн в год.
В будущем, отметил Назарбаев, может быть рассмотрен также иранский вариант транспортировки казахстанской нефти с выходом на Персидский залив, а также Балтийское направление — через Россию с использованием трубопровода Атырау-Самара. "Все будут определять объемы добычи", — констатировал он. Назарбаев особо отметил возрастающую роль Казахстана и Азербайджана в регионе, подчеркнув, что "два государства являются основными производителями здесь нефти" и "становятся ведущими игроками в мировом разделении труда".
Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил на пресс-конференции по завершении переговоров со своим казахстанским коллегой о том, что Азербайджан готов предоставить всю свою транспортную инфраструктуру для доставки на мировые рынки казахстанской нефти. "Казахстан превращается в крупного производителя нефти, и мы считаем, что активное сотрудничество наших стран в транспортировке углеводородов через территорию Азербайджана может иметь большой экономический эффект", — сказал он.
И.Алиев высказался за многовариантность доставки нефти на мировые рынки. "Чем больше будет альтернативных путей транспортировки, тем надежнее будут обеспечены интересы страны", — сказал он, отметив, что у Азербайджана уже есть два трубопровода — Баку-Новороссийск и Баку-Супса. "Третий трубопровод — Баку-Тбилиси-Джейхан — открывает для нас средиземноморский рынок", — подчеркнул И.Алиев.
Источник материала "Ведомости".
Вторник, 24 мая 2005, 17:54
|