Сотовый оператор "ВымпелКом" (торговая марка "Билайн"), в последнее время упрекавший своего главного конкурента — МТС в демпинге, пошел по его стопам. В I квартале средняя выручка "ВымпелКома" с одного абонента снизилась на 19% — в первую очередь из-за уменьшения стоимости минуты разговора. Это насторожило инвесторов — за два дня котировки обоих операторов на Нью-Йоркской бирже упали почти на 10%.
"ВымпелКом" работает в России и в Казахстане. Основные акционеры - Telenor (26,6%) и "Альфа Телеком" (32,9%). Согласно отчету "ВымпелКома" по стандартам GAAP по итогам I квартала 2005 г. его выручка выросла по сравнению с IV кварталом 2004 г. на 2,5% до $640,6 млн, показатель EBITDA увеличился с $284,3 млн до $306,1 млн, чистая прибыль выросла с $83,7 млн до $109,7 млн. Маржа EBITDA в I квартале выросла с 44,7% до 47,8%. Показатель среднего дохода в месяц в расчете на одного абонента (ARPU) уменьшился за I квартал 2005 г. на 19% до $7,3. Абонентская база "ВымпелКома" с января по апрель выросла на 15,7% до 30,7 млн человек.
--------------------------------------------------------------------------------
"Финансовые результаты "ВымпелКома" оказались лучше, чем у МТС, однако в части ARPU компании не удалось оправдать ожиданий", — говорит аналитик "Атона" Елена Баженова. По ожиданиям рынка (средний прогноз аналитиков, рассчитанный Reuters), ARPU должен был составить $7,9, однако в действительности эта цифра оказалась на 8% меньше — $7,3. Таким образом, в I квартале среднемесячный счет одного абонента "ВымпелКома" и МТС снизился практически одинаково — на 19% и 20% соответственно.
В "ВымпелКоме" во всем винят сезонные факторы (длинные праздники, снижение доходов от роуминга), отсроченный эффект от декабрьской раздачи бонусных бесплатных минут и то, что в регионах, где сейчас идут основные подключения, абоненты менее доходны, чем в Москве. Сказалось на ARPU "ВымпелКома", по словам исполнительного вице-президента "ВымпелКома" Николая Прянишникова, и то, что компания в I квартале проводила акции по предоставлению бесплатных минут абонентам, пополнявшим счет на определенную сумму. В результате если у МТС в I квартале средняя цена минуты снизилась на 3%, то у "ВымпелКома" — на 11%.
Еще недавно гендиректор "ВымпелКома" Александр Изосимов упрекал МТС в том, что в IV квартале компания выбрала путь снижения цен, подорвав прибыльность рынка. И действительно, в IV квартале средняя цена минуты у МТС снизилась на 18%. Однако желаемого эффекта эта стратегия не принесла — в I квартале, когда цена минуты снизилась незначительно, абоненты МТС резко снизили разговорную активность и стали говорить на 16% меньше, чем в IV квартале.
Аналитики считают, что стремительное снижение ARPU у МТС — это не временное явление, а еще один сигнал, свидетельствующий о скором замедлении роста на рынке сотовой связи. "Операторы уже собрали сливки, подключив всех активных абонентов, и теперь скребут по дну кастрюльки, собирая низкодоходных пользователей", — замечает старший аналитик "УралСиба" Константин Чернышев. А старший аналитик Brunswick UBS Владимир Постоловский указывает, что на размывании ARPU сказывается и увеличение абонентов с двумя SIM-картами, которые генерируют меньше доходов, чем два абонента, имеющие по одной SIM-карте.
"Действительно, — соглашается Прянишников, — рост рынка в денежном выражении начинает замедляться, мы берем все более легких абонентов". Прянишников считает, что у "ВымпелКома" в этой ситуации есть несколько способов роста выручки: увеличение доходности уже существующих абонентов с помощью маркетинговых инициатив и увеличение доли в бизнес-сегменте.
Нью-Йоркская фондовая биржа отреагировала на результаты "ВымпелКома" резким снижением котировок ADR на его акции — по данным на 20.50 МСК, курс этих бумаг снизился на 4,6% (позавчера после объявления результатов МТС они подешевели еще на 3,5%). ADR МТС вчера рухнули еще больше — на 5,5% (позавчера — на 5%). "Рынок испуган. Он внезапно осознал, что рост не может быть бесконечным и большое количество SIM-карт перестает транслироваться в рост доходов", — говорит Чернышев из "УралСиба".
--------------------------------------------------------------------------------
ШВЕДЫ ИДУТ В МОСКВУ
Шведская компания Ericsson начнет поставки оборудования GSM/EDGE для сети "ВымпелКома" в Москве. По словам руководителя отдела общественных связей и маркетинговых коммуникаций Ericsson Елены Голиковой, до этого момента их компания поставляла оборудование в Москву только сети "МегаФон". Теперь Ericsson поставляет оборудование "ВымпелКому" в семь из восьми лицензионных макрорегионов оператора.
Источник материала "Ведомости".
Пятница, 3 июня 2005, 11:18
|