Налоговые претензии превращаются в один из важнейших инструментов вмешательства государства в экономику. Налоговая инспекция вместе с прокуратурой огнем и мечом готовы вычистить российский бизнес до полного исчезновения. А судьи поддерживают эти стремления, полагая, видимо, что тем самым помогают государству, т. е. обществу.
За последние недели Высший арбитражный суд (ВАС) принял сразу несколько решений в пользу фискальных органов, которые никак нельзя назвать способствующими улучшению делового климата в стране.
Так, например, ВАС посчитал, что налоговый штраф в размере 30 000 руб. за продажу товара на сумму 180 руб. без чека вполне соответствует закону. Мелкие предприниматели из самарского ООО "Дива" выиграли суды трех инстанций, пытаясь оспорить несоответствие данного штрафа размеру нарушения. Но неугомонные налоговики сумели убедить судий ВАС в том, что такой штраф возможен. Дело возвращено в первую инстанцию, причем шансы малого бизнеса на успех в этом споре заметно уменьшились.
Возможно, речь идет об очередном "показательном процессе", как окрестил дело "ЮКОСа" помощник президента Игорь Шувалов. Подобные "дела", по мысли Кремля, призваны припугнуть бизнес и заставить его честно платить налоги и вообще соблюдать законы. Например, обязательно выбивать чек. Но по какому принципу подбираются предприятия для этих процессов? И не слишком ли много подобной показухи, эффектом которой является удушение частной предпринимательской инициативы и разорение бизнеса?
В мае тот же ВАС фактически отменил срок давности для списания безнадежных налоговых недоимок. Закон отводит на взыскание налоговой недоимки определенный, ограниченный срок, после чего она считается безнадежной и списывается. Но ВАС посчитал, что единственным основанием для такого списания может быть ликвидация предприятия. Это решение, развязывающее руки налоговой инспекции в отношении дел давно минувших 1990-х гг., также может очень дорого обойтись бизнесу.
При этом попытки предпринимателей каким-то образом ограничить налоговый произвол, например путем принятия поправок в Налоговый кодекс, наткнулись на стойкое противодействие чиновников.
На этом фоне резким контрастом кажется практика работы регулирующих госорганов США. Жесткости им не занимать — по итогам корпоративных скандалов 2001-2002 гг. было возбуждено более 400 дел, с обвинениями столкнулись 900 менеджеров разного уровня, 500 из которых были осуждены, в том числе и на длительные сроки заключения. Досталось и компаниям: аудиторская компания Arthur Andersen перестала существовать; объем штрафов, взысканных только по линии Комиссии по ценным бумагам и биржам, вырос с $0,5 млрд в 2000 г. до $3 млрд в 2004 г.
Однако, преподав корпоративному миру суровый урок, регуляторы никоим образом не стремятся его уничтожить, помня, что главное — обеспечить соблюдение правил игры.
Самый яркий пример конструктивного подхода — разворачивающийся сегодня на наших глазах скандал с американским подразделением аудиторской компании KPMG. Минюст США нашел нарушения в работе компании, но, не желая разваливать ее, американские власти пока не выдвигают официальные обвинения.
Механизм государственного насилия не является самоцелью. Это лишь инструмент, позволяющий обеспечить соблюдение законов в обществе. Но кажется, что нынешние российские власти слишком увлеклись упражнениями с дубиной и их действия начинают разрушительно сказываться на жизни и общества, и экономики.
Источник материала "Ведомости".
Пятница, 24 июня 2005, 11:13
|