Менеджменту ОМЗ удалось сформировать новую управленческую команду, снизить долг и начать программы по сокращению затрат и оптимизации оборотного капитала. Однако стратегическое положение компании остается под вопросом из-за неопределенности позиций компании в атомном бизнесе.
Ни развод с "Силовыми машинами", ни смена менеджмента не помешали "Объединенным машиностроительным заводам" довести свои продажи в 2004 году до 523,8 млн долл., причем, в соответствии с финансовой отчетностью ОМЗ по МСФО, с учетом годового оборота чешских активов ОМЗ продажи превысили бы 627 млн долл. Аналитики отмечают, что принципиальным для ОМЗ стало обеспечение позитивного денежного потока от операций и определение будущей стратегии в формировании портфеля заказов, особенно в атомном сегменте бизнеса, где ОМЗ пока завершают выполнение старых контрактов, а новых масштабных проектов нет. Учитывая, что в этом сегменте как нигде велика роль государства, а сформулированной государством политики в области атомного машиностроения нет, менеджменту ОМЗ придется решать весьма сложную задачу. В компании с этим соглашаются, добавляя, что показатели и состояние атомного дивизиона могли бы быть лучше даже в 2004 году, если бы "Атомстройэкпорт", через который компания получает деньги от проектов за рубежом, рассчитался по долгам, достигшим 45 млн долл.
Согласно опубликованной финансовой отчетности ОМЗ, валовая прибыль компании в 2004 г. составила 102 млн долл. США, EBITDA - 39,5 млн долл. США. Впервые за несколько лет ОМЗ завершили год с позитивным операционным денежным потоком, который составил 16,5 млн долл. (в 2003 г. этот показатель достиг отрицательной величины в 52 млн долл.). Наибольший рост по итогам года отмечен в дивизионе ОМЗ-ГОиТ, производящем горную технику - 107% (объем продаж 96,3%). Дивизион "Спецсталь" в прошлом году вышел на показатель 180,5 млн долл. (рост 75%), дивизион "Промуслуги" по итогам года вырос на 52% (160,1 млн долл.). Замедление темпов роста отмечено в атомном дивизионе (ОМЗ-Атом); на этом направлении продажи не превысили 146 млн долл.
Интересно, что большинство аналитиков в этом году вообще не стали заранее подсчитывать возможные прибыли и убытки компании. Развод с "Силовыми Машинами" и смену команды управленцев в середине года рынок оценил как повод "забыть" на время об ОМЗ. "Судите сами: Каха Бендукидзе больше не управляет бизнесом, вместо него у руля новые менеджеры; слияние с "Силовыми Машинами", ради которого ОМЗ были готовы пойти на многое, окончилось разводом, поэтому весь прошлый год компания приводила в порядок свои дела", - заявил RBC daily Алексей Языков, аналитик по машиностроению ИГ "АТОН". У тех, кто все-таки занимался подсчетами, цифры оказались близкими к тем, что фигурируют в официальной отчетности ОМЗ. "Мой прогноз (здесь и далее цифры по международным стандартам отчетности. - RBC daily): выручка - 539 млн долл., EBITDA - 31 млн долл., чистая прибыль - около 10 млн долл.", - прокомментировала RBC daily Ирина Ложкина, аналитик по машиностроению ИК "Проспект".
В беседе с корреспондентом RBC daily генеральный директор ОМЗ Сергей Липский согласился, что в прошлом году его команда в основном разбиралась с проблемами. "Менеджмент приступил к работе в августе, а компания была законтрактована до февраля этого года - понятно, что мы могли существенно повлиять на формирование управленческих команд, запустить процедуры по оптимизации оборотного капитала, сокращению затрат и т. д. Влиять на условия и цены контрактов, пересматривать сделки мы не могли". "Одной из основных проблем было то, что поток наличности от операций всегда был отрицательным, - отмечает финансовый директор ОМЗ Сергей Филатов. - В позапрошлом году мы получили минус 50 млн долл., а в этом году вышло плюс 16 млн долл.". Добиться этого удалось за счет жестких финансовых ограничений по операциям, снижением административных расходов. По словам Сергея Филатова, в рублях они сократились на 10% (в отчетности, где показатели идут в долларах, из-за укрепления курса рубля в 2004 г. сокращение составит всего 3-4%.).
Аналитики инвесткомпаний по-разному смотрят на эти цифры. "Показатель положительного денежного потока - реальная цифра, но ее можно было получить не только за счет повышения эффективности работы, но и за счет снижения уровня инвестиций, продажи части бизнеса", - сказал RBC daily Геннадий Суханов, аналитик по машиностроению ИК "ЦентрИнвест". Ирина Ложкина считает, что для инвесторов более важной новостью должно стать продолжающееся сокращение долга компании. "ОМЗ снижали задолженность в прошлом году, в этом мы также ожидаем ее уменьшения - с 250 млн долл. до 170-190 млн долл.", - комментирует аналитик ИК "Проспект". Кроме того, для компании исключительное значение приобретает участие в новых атомных проектах в России и за рубежом, иначе через три-пять лет атомный бизнес ОМЗ будет практически утерян.
Сергей Липский считает, что в отличие от других дивизионов компании, у атомного бизнеса есть всего несколько лет на то, чтобы определиться со своим будущим. "Сейчас идут переговоры, и ожидаются тендеры в Китае, Индии, обсуждается Болгария, - приводят примеры в ОМЗ. - Для индустрии ожидание новых контрактов явно затянулось, и отсутствие новых проектов приведет к потере серийности, то есть к серьезным экономическим убыткам." Тем более что заказы, которые ОМЗ выполняет сегодня, уже не столь выгодны: укрепление рубля и рост внутренних цен на металл съедают прибыль. "В прошлом году маржа по отгрузке снизилась на 12%, - говорит гендиректор ОМЗ. - Контракты заключались несколько лет назад, за это время произошло реальное укрепление рубля, к которому надо еще прибавлять инфляцию. Цены на металлы, ферросплавы в прошлом году выросли в 2-2,5 раза. Мы попали в ножницы: на входе стоят металлурги-монополисты, а на выходе - наш конкурентный рынок. Конечно, компания при заключении контракта стремится включать условие о пересчете суммы сделки при изменении цен на металлы, но немногие наши заказчики готовы идти на такой шаг". Аналитики ожидают смягчения рыночных условий для ОМЗ, по крайней мере в части стоимости сырья. "Во втором квартале мы наблюдаем снижение цен на сталь, например, горячекатаный прокат стоит около 400 долл. за тонну, хотя в первом квартале цена была 500", - сообщил RBC daily Антон Затолокин, аналитик "МДМ-Банка".
Эксперты отмечают, что покупка в прошлом году двух чешских компаний, Skoda JS и Skoda Steel, также позволит компании получить новые заказы и сэкономить на издержках. "Сейчас в Хорватии и Болгарии объявлены тендеры на достройку новых очередей электростанций, и владение предприятиями Skoda повышает шансы ОМЗ - их хорошо знают там, и они только-только прошли модернизацию, - считает Ирина Ложкина из ИК "Проспект". - Кроме того, ОМЗ могут сэкономить за счет того, что черновую и затратную работу (сборка короба и конструкций и т.д.) будут делать в Ижоре, а окончательная обработка и установка высокотехнологичных узлов будет производиться в Чехии: в итоге выйдет экономия на стоимости электроэнергии, материалов и рабочей силы, даже с поправкой на транспортировку".
Интересно, что некоторые аналитики прогнозируют возможность новых проектов в сфере энергетики и в России. "У нас еще с советских времен остались планы по достройке новых очередей АЭС и расширению мощности действующих станций - в свете недавних проблем с энергопотреблением в Москве к ним могут вернуться", - считает Геннадий Суханов из "ЦентрИнвеста". В самой компании RBC daily сообщили, что ждут активного спроса на внутреннем рынке в секторе оборудования для нефтепереработки и нефтехимии. "Это направление активно развивается в России, здесь короче сроки реализации проектов и расчетов, что выгодно ОМЗ", - заявил RBC daily Илья Макаров, аналитик ИК "Антанта Капитал".
Источник материала РИА "РосБизнесКонсалтинг".
Понедельник, 27 июня 2005, 17:40
|