Всего две недели три российские монополии — "Транснефть", "Газпром" и "Российские железные дороги" прожили с рейтингом эмитента, превышающим рейтинг страны. Воспользоваться более выгодными условиями займов эти компании не успели: агентство Moody's вернуло их рейтинги на прежний уровень.
В этом году Moody's изменило принципы оценки кредитоспособности компаний с госучастием и стало учитывать не только риск их банкротства и вероятность поддержки государством, но и самочувствие компании в случае дефолта страны. В результате пересчета по новой методике 23 июня агентство повысило рейтинги компаний из многих стран. В частности, рейтинг эмитента "Газпрома" и РЖД, находившийся на уровне суверенного (Ваа3), был повышен на одну ступень до Ваа2, а "Транснефти" — на две ступени до Ваа1.
Но в пятницу вечером Moody's вернуло рейтинг эмитентов трех монополий на уровень Ваа3 с положительным прогнозом; были понижены и рейтинги ряда казахских и украинских компаний. "По методологии Moody's лишь облигации, выпущенные в рамках законодательства других стран [т. е. еврооблигации], могут иметь рейтинги выше суверенного", — заявило агентство. Такой рейтинг (Ваа2 с положительным прогнозом) есть только у бумаг "Газпрома", "Транснефть" и РЖД евробонды не выпускали.
Толком объяснить "Ведомостям" чехарду с рейтингами в Moody's не смогли. Решение по таким вопросам принимает кредитный комитет, так было и на этот раз, говорит вице-президент и старший аналитик агентства Филип Лоттер. "Главное, что мы хотели дать понять инвесторам и эмитентам: если рейтинг эмитента ограничен суверенным, то рейтинг его еврооблигаций — нет", — говорит он. То есть у будущих выпусков еврооблигаций этих компаний будет тот рейтинг и прогноз, какой был присвоен 23 июня (пусть и на короткое время) самим компаниям, подчеркивают в агентстве.
Но произошедшее понижение рейтинга эмитента не позволит компаниям дешевле кредитоваться в иностранных банках, отмечает аналитик инвестбанка "Траст" Михаил Галкин: "Они [банки] следуют международным нормативам по риск-менеджменту, основываясь на кредитных рейтингах крупнейших рейтинговых агентств". Рейтинг — достаточно серьезный аргумент в переговорах между кредитором и заемщиком, подтверждает вице-президент "ИНГ Банка (Евразия)" Дмитрий Красильников. Одна ступень вверх по рейтинговой шкале, по оценке аналитика Газпромбанка Михаила Зака, может уменьшить ставку на 0,2% годовых.
Когда Moody's повысило рейтинг "Транснефти", ее вице-президент Сергей Григорьев надеялся, что компания сможет получить более выгодные условия заимствований. Монополия ведет переговоры с банками о финансировании строительства Восточного нефтепровода, стоимость которого оценивается в $11,5 млрд, а первый этап — в $6,5 млрд. Исходя из названной Заком оценки "Транснефть" могла бы сэкономить $26 млн в год на обслуживании займа в $6,5 млрд. Правда, кредиторы обычно учитывают рейтинги минимум от двух агентств. С другой стороны, госкомпании считаются высококлассными заемщиками вне зависимости от последнего решения Moody's, говорит представитель иностранного банка, активно кредитующего российские компании.
Григорьев вчера сказал "Ведомостям", что "Транснефть" пока не выбрала способ финансирования — выпускать евробонды или брать кредиты.
А топ-менеджер "Газпрома" спокойно отнесся к решению Moody's — главное, что рейтинг евробондов остался выше суверенного. "В обозримом будущем мы не планируем привлекать кредиты, в основном будем размещать евробонды", — сообщил он. То, что Moody's не дает эмитентам карт-бланш в виде рейтинга, превышающего суверенный, менеджер "Газпрома" считает оправданным, ведь эмитент может выбрать очень рискованный способ заимствования.
Однако у инвесторов действия Moody's могут вызвать раздражение. "Система рейтингов этого агентства и так сложна и запутанна, — отмечает Галкин. — Они могли бы быть более последовательными при реализации своей революционной методологии". А управляющий портфелем облигаций "Атон-менеджмента" Андрей Килин отмечает, что рейтинг — это отправная точка для начала анализа эмитента.
Источник материала "Ведомости".
Вторник, 12 июля 2005, 10:09
|