Крупнейшие нефтяные компании не жалеют сил и средств на амбициозные проекты, порой забывая, что высокие технологии — плохая защита от природной стихии. В выходные ураган Деннис серьезно повредил крупнейшую в мире нефтяную платформу, принадлежащую ВР и ExxonMobil.
Платформа Thunder Horse, находящаяся в Мексиканском заливе, накренилась во время урагана почти на 30 градусов. Thunder Horse — крупнейшая нефтяная платформа в мире: ее площадь составляет 15 700 кв. м, стоимость — свыше $1 млрд. Платформа на 75% принадлежит British Petroleum и на 25% — ExxonMobil. Thunder Horse была застрахована самой BP.
Работать недавно построенная платформа еще не начала: планировалось, что первую нефть она станет качать ближе к концу года. К 2007 г., когда заработают 25 скважин, Thunder Horse должна давать 250 000 баррелей нефти и 200 млн куб. м газа в день. Это примерно 9% нынешней добычи нефти и газа в Мексиканском заливе, на долю которого приходится четверть энергоносителей, производимых в США.
Во вторник была проведена первая оценка повреждений, нанесенных платформе ураганом. По словам пресс-секретаря BP, подводные роботы повреждений в корпусе Thunder Horse не обнаружили. "Платформа находится в фиксированном положении и практически не двигается ни в ту, ни в другую сторону", — добавил он. Представитель BP также отметил, что на Thunder Horse уже восстановлено электричество и компания готовится вернуть ее в нормальное положение.
Пока неизвестно, что именно стало причиной аварии. В прошлый четверг, еще до начала шторма, при буксировке с платформы в воду упала огромная лебедка весом в несколько тонн. Впрочем, "никаких свидетельств того, что это сыграло роль в последующих событиях, нет", заявил пресс-секретарь BP. Весь персонал был эвакуирован с платформы в пятницу до начала урагана.
Хотя Thunder Horse еще не добывает нефть, новости об аварии, а также ожидание нового урагана — Эмилии вызвали во вторник скачок цен на нефтяные фьючерсы. На Нью-Йоркской товарной бирже цена августовского контракта выросла на $1,7 до $60,62 за баррель. Вчера днем нефть стоила $60,45.
"Все мы следим за тем, что случилось с Thunder Horse, и надеемся, что ситуацию удастся разрешить быстро. Это пощечина всем нам", — говорит Алан Веррет, исполнительный директор комитета операторов морских месторождений профессиональной ассоциации операторов платформ в Мексиканском заливе.
В последние годы крупнейшие западные нефтяные компании стали все активней браться за проекты, подобные Thunder Horse, чтобы увеличить добычу нефти и сохранить конкурентное преимущество над нефтяными госкомпаниями развивающихся стран. Но самые современные технологии не спасают от стихии: в прошлом году нефтяникам пришлось долго восстанавливать повреждения, нанесенные ураганом Иван, и подсчитывать убытки.
В 2001 г. на крупнейшей в то время в мире нефтяной платформе, принадлежавшей бразильской компании Petroleo Brasileiro, произошел взрыв. Наклонившись немного сильнее, чем Thunder Horse, менее чем через неделю платформа затонула.
По оценке Goldman Sachs, благодаря Thunder Horse в будущем году BP могла бы увеличить производство нефти и газа на 4,5%. Если же платформа затонет, то, полагают аналитики инвестбанка, проект будет отложен на три года и обойдется BP в $4 млрд. Долгосрочные темпы роста добычи ВР в этом случае могут снизиться с 3% до 2% в год. BP завершает строительство еще одной платформы — Atlantis, меньшей и не такой сложной, как Thunder Horse. Она должна быть установлена в 100 километров от Thunder Horse и начать работать в III квартале 2006 г. (WSJ, 13.07.05, Татьяна Бочкарева)
Источник материала "Ведомости".
Четверг, 14 июля 2005, 10:26
|