Долгожданные изменения в валютной политике Китая могут привести к тому, что мировая экономика, наконец то, может быть сбалансирована в перспективе, пишет издание The Wall Street Journal. Об этом можно будет говорить всерьез, если ревальвация юаня (пока только на 2.1%) начнет приносить свои плоды и послужит примером для других азиатских стран. Кроме того, она может привести к снижению курса доллара и увеличить давление на долгосрочные процентные ставки в США. Снижение курса доллара и повышение долгосрочных процентных ставок воодушевит США сократить импорт и увеличить объемы экспорта, а также может ограничить перегрев на рынке жилья, отмечает издание. Такие изменения будут поощряться правительством США, их приветствуют ведущие экономисты. За пределами США ревальвация юаня будет означать прекращение того, что некоторые эксперты называют "опасной зависимостью" от потребительского спроса в США, который наблюдается в большинстве азиатских и европейских стран вместо роста внутреннего спроса на продукцию.
В то же время существует определенный риск появления неразберихи. Если правительство Китая остановится и не будет дальше повышать кур юаня, это окажет незначительное влияние и на дефицит внешней торговли США, и на введенные протекционистские меры в торговле. Между тем нельзя исключать и того, что изменения могут привести к неожиданному давлению, которое будет способствовать падению курса доллара и резкому взлету уровня процентных ставок, что окажется болезненным процессом как для США, так и для их торговых партнеров.
"Это маленький, но очень важный шаг в направлении большей сбалансированности, - сказал ведущий экономист Morgan Stanley Стивен Роуч. - Риски роста доходности облигаций и обвала на рынке жилья остаются, но, к счастью, эти шаги отводят риски назад, к более последовательной корректировке". Рост американской экономики в последние годы поддерживался строительством жилья и потребительскими расходами, увеличивающимися также за счет увеличения кредитования сектора недвижимости. В то же время основная часть потребительских расходов американцев приходится на импортируемые товары. Как результат, внешнеторговый дефицит увеличился до рекордно высокого показателя, что является существенным бременем для экономического роста.
Валютная политика Китая ранее способствовала такому положению вещей в экономике США, поскольку низкий курс юаня увеличивает объемы китайского экспорта в США и ограничивает импорт. Так, торговый дефицит США с Китаем за первые пять месяцев этого года составил $72 млрд. (25% от общего внешнеторгового дефицита США), сообщила исследовательская организация Global Insight Inc. Кроме того, правительство Китая инвестирует доллары в казначейские облигации США, а также евробонды Fanny Mae и Freddie Mac. Это способствует понижению долгосрочных процентных ставок, что приводит к буму на рынке жилья и связанным с этим расходам.
Преобладающей тенденцией в поведении курса доллара с 2002 года было падение, но это в основном относится к валютам с гибким курсообразованием, в том числе к евро. В то же время американская национальная валюта оставалась устойчивой по отношению к юаню и лишь незначительно опустилась к японской иене и другим азиатским валютам. Эти страны, опасаясь потери своей доли на рынке экспорта из-за растущей конкуренции со стороны Китая, предпринимали усилия по сдерживанию курса национальных валют.
По мнению экономистов, растущий внешнеторговый дефицит США представляет риск для финансовой стабильности во всем мире, так как иностранцы могут разочароваться в приобретении американских облигаций и других ценных бумаг. Падение объема таких инвестиций может привести к резкому падению курса доллара и стремительному взлету процентных ставок.
Теперь, после решения центробанка КНР, такой ход событий является маловероятным. Эксперт Кристин Форбс, который ранее работал в администрации президента США Джорджа Буша, считает, что нужно привести в равновесие три основные элемента в экономике: сократить дефицит бюджета США, сделать гибкими азиатские курсы валют и укрепить европейский рост экономики. "В первых двух пунктах мы наблюдаем прогресс, который повышает шансы снижения дисбаланса в мировой экономике", - сказал эксперт.
Ведущий экономист Global Insight Нариман Бехравеш отметил, что падение курса доллара в результате ревальвации юаня является слишком маленьким для того, чтобы оказать влияние на экономическую ситуацию. Если со временем азиатские валюты вырастут по отношению к доллару на 10%, это может прибавить 0.1-0.3 процентного пункта к годовому приросту ВВП США в течение следующих нескольких лет. После решения китайского правительства доллар подешевел по отношению к японский иене, сингапурскому доллару, индийской рупии, корейской воне и таиландскому бату.
В то же время американская валюта несколько подросла по отношению к евро. Между тем ревальвация юаня может оказать более существенное влияние на США в случае, если Китай сократит свои инвестиции в U.S. Treasuries, что приведет к повышению процентных ставок.
Представитель Федеральной резервной системы США считают, что влияние изменений валютной политики будет умеренным. Тем не менее экономист Нью-йоркского университета Нурьель Рубини отметил, что доходность десятилетних казначейских облигаций США стремительно выросла в четверг лишь при незначительном подорожании юаня. В то же время экономисты опасаются, что вероятная привязка юаня к корзине других валют, например, включающей евро, окажет дополнительное давление на американские облигации.
Источник материала Pro Finance Service, Inc.
Пятница, 22 июля 2005, 17:04
|