финансовая компания PROFIT HOUSE
  • Котировки акций
  • Лидеры роста-падения
  • Интернет-трейдинг QUIK  
  • Открыть счет
  • Раскрытие информации

  • 115114, Россия, Москва,
    Дербеневская набережная, дом 11, корпус А, помещение 80.
    Тел: (495) 232-3182; факс: (495) 795-3290
    http://www.phnet.ru; client@phnet.ru
        
     PHnet.ru 
     На страницу для просмотра 
     Отправить на принтер 
     Версия для печати 
       
    Обзоры и прогнозы

    Кризис в России случится раньше 2007 года

    Кризис власти может произойти в России не в 2007-2008 гг., как полагают многие аналитики, а гораздо раньше. Эту идею высказал в своем недавнем докладе директор Российско-Евразийской программы вашингтонского Центра Карнеги Андерс Ослунд.

    По его мнению, одной из главных проблем российской власти стала ее чрезмерная централизация. А следствие этого - коррупция, передел собственности и в конечном счете паралич механизма принятия решений. Российские эксперты соглашаются с Ослундом в том, что федеральный центр взвалил на себя непосильную ношу - и в результате государство просто не исполняет многих необходимых функций. Но природа не терпит пустоты - и функции государства зачастую берут на себя "теневые" структуры.

    Есть мнение, что Кремль все же пытается делать первые шаги по децентрализации власти: в первую очередь это касается передачи части полномочий регионам. Таким образом, необходимость "делиться" полномочиями очевидна. Возможно, она даже осознается Кремлем. Вопрос, удастся ли ему сделать передачу полномочий управляемой, и успеет ли децентрализация завершиться вовремя?

    Официально доклад Андерса Ослунда адресован скорее американской элите (он так и озаглавлен - "Закат Путина и ответ Америки"). Автор рекомендует властям США активнее участвовать в защите остатков российской демократии: пристальнее следить за выборами и способствовать распространению технологий организации протестных движений. Впрочем, для российской аудитории куда более интересным может оказаться взгляд Ослунда на причины неизбежного, по его мнению, кризиса российской власти, для успешного преодоления которого и необходимо оберегать достижения демократии. По мнению Андерса Ослунда, беда нынешнего режима заключается в том, что он сосредоточил в своих руках слишком много полномочий. "Целью второго срока [правления Владимира Путина] была ликвидация всех центров силы, кроме своего собственного, - отмечается в докладе. - Это привело к тому, что режим стал совершенно нефункциональным из-за чрезмерной централизации и секретности. В результате них сохранилось слишком мало людей, принимающих решения - и эти люди плохо информированы".

    С мнением Ослунда о причинах неэффективности власти соглашаются и российские эксперты. "Власть стала моноцентричной. Объем полномочий стал настолько велик, что справится с ним очень сложно. И чем больше степень централизации власти, тем сложнее это становится, - сказал RBC daily руководитель департамента политологических программ Центра политических технологий Алексей Зудин. - Кроме того, в окружении президента происходят конфликты. Но одно дело, когда это происходит в полицентричной системе, - тогда конфликты гасятся. В моноцентричной же системе разрушительный потенциал таких конфликтов куда выше". Впрочем, по мнению эксперта Фонда эффективной политики (ФЭП) Сергея Белановского, "проблема полномочий" не исчерпывается их чрезмерной концентрацией. "Мысль о перегруженности полномочиями, возможно, и правильна, но я не уверен, что она полна. Дело в том, что если бы все полномочия Центра исполнялись, то все было бы не так плохо, - сказал г-н Белановский RBC daily. - Проблема в том, что Центр исполняет не все полномочия, и нет таких структур, которые бы эти полномочия реализовывали. Поэтому многие процессы пущены на самотек".

    Впрочем, если государство не исполняет какие-то из своих полномочий - это не значит, что за них не может взяться кто-то другой. В результате многие госструктуры начинают выполнять несвойственные им функции - либо их берут на себя откровенно криминальные структуры. Именно так возникают "крышующие" бизнесменов силовики, а "авторитетные предприниматели" превращаются в чиновников. Иными словами, когда внимание государства ослабевает, децентрализация власти происходит рано или поздно. Например, по мнению Алексея Зудина, децентрализация неизбежна после очередных выборов 2007-2008 гг. "Если ротация власти через преемника состоится в 2008 г., то ее следствием станет неизбежная деконцентрация власти, - полагает г-н Зудин. - Это произойдет потому, что Владимир Путин, скорее всего, сохранится как активный политический игрок - но при этом появится другой, действующий президент. Кроме того, вырастет роль "Единой России" и Госдумы". А Сергей Белановский не исключает, что необходимость децентрализации может заставить Кремль пойти еще дальше. "Возможно, в обозримом будущем будут восстановлены выборы губернаторов, - полагает он. - Впрочем, сделано это будет не из демократического благодушия, а если назначенные люди не будут устраивать центр, если при них ситуация в регионах будет ухудшаться".

    Не исключено, что эти процессы уже начались. Алексей Зудин усматривает признаки этого в новой риторике Кремля в отношении губернаторов. "Во время первого срока правления Путина была тенденция в сторону урезания автономности губернаторов и лишения их политических и экономических рычагов. Завершением этого процесса стал отказ от прямых выборов губернаторов, - отмечает он. - Но после этого началось движение в прямо противоположном направлении. Об этом говорит инициатива Козака о возврате значительной части экономических полномочий регионам. О том же говорит и формирование рабочей группы при Госсовете, которая занимается пересмотром схемы разграничения полномочий между центром и регионами". Все эти формы "раздачи" полномочий центра вполне цивилизованны - и их не следует путать с параллельно происходящим "расползанием" власти. "Идея передачи полномочий "вниз", как правило, возникает в тех случаях, когда центр чего-то сделать не может, - говорит Александр Белановский. - Но есть и стихийный процесс, когда каждый творит, что хочет, и я не знаю, насколько это можно назвать децентрализацией". Вопрос заключается в том, насколько быстрой и полной может быть "цивилизованная" децентрализация, начатая было Кремлем, и удастся ли ему победить бесконтрольное растаскивание полномочий теневыми структурами? "Сейчас говорить о том, что режим рухнет под собственной тяжестью, преждевременно, - полагает Алексей Зудин. - Основной вопросы - на каких условиях и в каких формах будет происходить деконцентрация полномочий? Будет ли она управляемой, или нет?"
     

    Источник материала РИА "РосБизнесКонсалтинг".

    Понедельник, 15 августа 2005, 13:11

     
                                                                                                                                                                                                     

     

        
     PHnet.ru 
     На страницу для просмотра 
     Отправить на принтер 
     Вверх страницы