"Газпром" начал строительство Северо-Европейского газопровода
В конце прошлой недели "Газпром" начал реализовывать свой самый амбициозный проект - строительство Северо-Европейского газопровода (СЕГ). Как сообщил губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков, по территории его региона до конца года будут проложены первые 100 км участка нефтепровода. Полностью первая очередь газопровода будет сдана в 2010 г. Эксперты надеются, что "Газпрому" удастся обеспечить положительную рентабельность СЕГ, пока цены на нефть и газ будут оставаться высокими. Впрочем, политические выгоды от строительства могут более чем компенсировать дополнительные расходы, связанные с прокладкой трубопровода по дну Балтийского моря. Альтернативный маршрут поставки газа в Европу должен серьезно усилить переговорные позиции "Газпрома" в странах, обеспечивающих транзит российского "голубого топлива".
Проект СЕГ, который стартовал в конце 2002 г., предполагает прокладку принципиально нового маршрута экспорта российского газа в Европу. Часть трассы газопровода пройдет через Балтийское море от Выборга до побережья Германии. Таким образом будет решена проблема зависимости "Газпрома" от третьих стран, через территорию которых проходят транзитные поставки российского газа, в первую очередь Польши и стран Балтии. Проект также предусматривает строительство морских газопроводов-отводов в Финляндию, Швецию и Великобританию. Проектная мощность СЕГ составляет 55 млрд куб. м в год, подтвержденный спрос как минимум не ниже этой величины. Планируется, что первая нитка СЕГ будет введена в эксплуатацию в 2010 г. Основной сырьевой базой для поставок газа по СЕГ является Южно-Русское месторождение, чьи доказанные запасы оцениваются более чем в 700 млрд куб. м газа. Партнером "Газпрома" по освоению Южно-Русского месторождения и строительству СЕГ является германский концерн BASF AG.
В конце прошлой недели о начале строительства нефтепровода сообщил губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков. ""Газпром" приступил к началу строительства СЕГ на территории Ленинградской области. Первые 100 км участка по территории Бокситогорского района будут проложены в течение полугода", - сказал г-н Сердюков, добавив, что СЕГ позволит решить вопрос газификации населенных пунктов региона. "Сейчас уровень газификации области составляет около 60%, в ближайшие два года он достигнет 100%-ного объема в поселках и городах, где существует потребность в природном газе", - отметил губернатор. "СЕГ также сулит "Газпрому" решение проблемы газификации Калининградской области", - добавляет начальник аналитического отдела ФК "Мегатрастойл" Александр Разуваев.
"Теперь строительству СЕГ и разработке Южно-Русского месторождения может помешать разве что третья мировая война за контроль над ними", - пересказывает расхожую шутку инженеров "Газпрома" аналитик одного из инвестбанков. "Действительно, на ближайшие годы СЕГ станет основным проектом "Газпрома"", - соглашается Александр Разуваев. Новый газопровод позволит "Газпрому" выйти на конечного европейского потребителя и диверсифицировать маршруты экспорта. "В результате компания сможет проводить более активную ценовую политику", - сказал RBC daily источник в "Газпроме", знакомый с ситуацией.
Официально в "Газпроме" утверждают, что по экономической эффективности строительство трубы по дну Балтийского моря не уступает проекту развития газопровода "Ямал-Европа". Правда, бывший сотрудник "Газэкспорта", работавший над проектом СЕГ, рассказал RBC daily, что изначально у разработчиков проекта были сомнения относительно его окупаемости, но ситуацию исправил рост мировых цен на энергоносители. "Рост цены на нефть и газ (кстати, на днях Goldman Sachs повысил прогноз стоимости нефти на 2006 г. до 68 долл.) должен гарантировать "Газпрому" рентабельность этого проекта", - считает Александр Разуваев из "Мегатрастойла". Точные показатели ожидаемой прибыльности проекта пока остаются секретом.
Впрочем, основная цель строительства нового газопровода политическая, а не чисто финансовая. Против реализации проекта выступили Польша и страны Балтии, которые не хотят терять свой статус транзитных государств. "В Евросоюзе существует сильное лобби, возглавляемое новыми членами ЕС и выступающее против строительства трубы по дну Балтийского моря, - сказал RBC daily Александр Рар (Alexander Rahr), эксперт Германского общества внешней политики (Deutsche Gesellschaft fur Auswartige Politik). - Польша и страны Балтии в ужасе от того, что если газопровод будет построен в обход их территории, они не смогут стать полноценной частью общеевропейского энергетического альянса. К примеру, Польша рассматривала вопрос прохождения этой трубы через свою территорию чуть ли не как основной для своего внешнеполитического ведомства".
В свое время Польша, Литва, Латвия и Эстония даже разработали альтернативный проект газопровода Amber (янтарь). "Amber - наземный вариант, что гораздо безопаснее с точки зрения экологии и выгоднее экономически. Это будет газопровод, который соединит Эстонию, Латвию, Литву и Польшу и пойдет дальше в Европу. Премьеры Польши и трех стран Прибалтики приняли совместное решение о том, что этим странам намного выгоднее такой вариант", - говорил в июне торговый советник посольства Польши в Латвии Криштоф Бартош. С началом строительства СЕГ они должны быть готовы к худшему. "С вводом газопровода в строй у "Газпрома" появится дополнительный рычаг давления на сопредельные государства, - сказал RBC daily источник, близкий к газовой монополии. - Понятное дело, что компания не станет разрывать отношения с Белоруссией и Польшей, через которые проходит газопровод Ямал-Европа, а также с Украиной. Но эти страны не могут не понимать, что наличие дополнительного маршрута транспортировки газа серьезно упростит процесс переговоров с ними, особенно в критичных ситуациях".
Источник материала РИА "РосБизнесКонсалтинг".
Понедельник, 22 августа 2005, 13:17
|