Стратегически уже никто не против энергореформы - глава бизнес-единицы N1 РАО ЕЭС Александр Чикунов
Управляющий директор РАО "ЕЭС" Александр Чикунов еще несколько месяцев назад возглавлял Центр по реализации проектов реформирования и отвечал в РАО "ЕЭС" за реорганизацию энергосистем холдинга на региональном уровне. Но в июне 2005 года он принял на себя руководство бизнес-единицей N1, которая координирует работу крупнейших АО-энерго, таких как "Мосэнерго" и "Ленэнерго", и отвечает за создание трех оптовых (ОГК-5, ОГК-3, ОГК-6) и восьми территориальных генерирующих компаний. В интервью "Интерфаксу" он рассказал о своем видении системы управления "дочками", о проблемах, с которыми приходится сталкиваться, и про реформу.
- Какие задачи вы видите перед собой как новый руководитель бизнес-единицы N1? Поменяли ли вы принципы управления, координации работы "дочек"?
- Это очень многогранный вопрос. Бизнес-единицы в исполнительном аппарате РАО возникли год назад, перед ними тогда ставилась фантастическая задача - обеспечить в РАО "ЕЭС" прорыв по повышению эффективности управления нашими "дочками". Именно в сфере бизнес-управления. Была взята ориентация на обеспечение прибыли, на сверхрезультаты, на новые проекты. И первая, и вторая бизнес-единица за год обеспечили реальный прорыв - чистая прибыль в "дочках'' по итогам 2004 года выросла в несколько раз! Теперь же не надо совершать сверхрывков, тем более что второй сверхрывок просто невозможен, поэтому перед нами я вижу две стратегических задачи.
Первая - это выполнение всех тех ключевых показателей эффективности, которые задает для бизнес-единиц корпоративный центр РАО "ЕЭС". Главнейшими по-прежнему являются надежность работы энергосистем и задание по чистой прибыли.
А вторая задача - уникальная и заключается в такой простой, но емкой фразе: сформировать очень хорошие компании целевой модели отрасли. Имеются в виду ТГК, ОГК и сбытовые компании. И понятие "сформировать очень хорошие компании" для меня очень много значит. Это значит, что в конце 2006 года мы должны с гордостью отчитаться за то, что создали современные энергетические компании мирового уровня, с мировой системой менеджмента, управленческого учета, эффективности, надежности, прибыльности. То есть мы будем готовы к разделению РАО, и акционеры будут иметь основания сказать нам спасибо за проделанную работу. Поэтому для меня задача формирования этих компаний является на самом деле ключевой. Для этого я, как руководитель бизнес-единицы, ввел институт "управляющих объектами", подведомственными бизнес-единице. До этого такого управленческого решения не было в принципе в РАО "ЕЭС". Одна из проблем, которую я всегда ощущал в РАО - отсутствие цельного взгляда на каждую нашу дочернюю компанию. Это объясняется их большим количеством. Сегодня только в бизнес-единице N1 104 "дочки", и поэтому индивидуализировать наш взгляд на них очень трудно.
В РАО "ЕЭС" работает такая универсальная машина: одно подразделение смотрело все ремонтные программы, одно - все бизнес-планы, одно - все юридические вопросы и так далее. Но эти 104 "дочки" должны укрупниться в 11 компаний целевой структуры - 8 ТГК и 3 ОГК. У каждой компании есть свои миноритарные акционеры. А сейчас как раз время, когда работа с акционерами носит самый непростой и содержательный характер.
Сейчас я закрепил за каждой компанией управляющего, который отвечает за несколько важных вещей. Управляющие объектами отвечают за организацию всей работы всех советов директоров в этих компаниях. И здесь самым основным является согласование с акционерами всех вопросов, которые выносятся на заседания советов директоров. Мы хотим, чтобы советы у нас фактически происходили как юридические мероприятия, где фиксируются заранее согласованные акционерами решения.
Вообще в бизнесе так принято, что за каждый объект отвечает конкретный менеджер. У него есть в качестве сервиса юристы, экономисты, финансисты, но он является управленцем, который содержательно понимает, куда мы хотим продвинуть это предприятие, какие ключевые задачи нам нужно решить, что нужно для этого сделать. В этом смысле я считаю крайне полезным введение института объектных менеджеров, потому что через год, пожалуй, это будет костяк управленческой команды РАО "ЕЭС", которая будет существенно меньше, чем сегодня исполнительный аппарат РАО.
- Правление РАО "ЕЭС" в июне планировало обсудить целесообразность выпуска GDR на акции созданных в ходе реформы межрегиональных компаний, в том числе ОГК и ТГК. Принято ли уже какое-то решение?
- Пока решение не принято, все страшно заняты и увлечены первым этапом создания этих компаний. В соответствии с теми обещаниями, которые мы давали рынку полгода назад, в начале августа мы наконец-то начали выводить на биржи акции выделенных из АО-энерго генерирующих и сбытовых компаний, на что ушло немало времени. А вопросы программ капитализации ТГК и ОГК, мы, думаю, будем обсуждать на правлении примерно в октябре. Потом возможные решения будут вынесены на совет директоров. Еще есть время - это вопросы 2006 года, когда мы будем совершать дополнительные действия на рынках акций уже объединенных компаний, в том числе на рынках производных финансовых инструментов.
- После аварии в Москве глава РАО "ЕЭС" Анатолий Чубайс объявил, что РАО будет менять процедуры и механизмы управления, а также бизнес-приоритеты. Скажется ли это изменение на прибыльности "дочек" РАО, а следовательно, на его доходах?
- Правильно сказать, что мы в одном направлении усилили свое внимание и свою организационную мощь. Речь идет о направлении, которое называется общим термином "надежность".
В это направление включаются и текущие ремонты, и инвестиционные проекты, и оргвопросы, связанные с обучением персонала и тренингами, с проверками и надзором, а также с тарифной политикой. В этой связи самое крупное структурное изменение внутри РАО уже произошло - создано новое подразделение, принят новый член правления - главный технический менеджер Борис Вайнзихер, который сейчас формулирует приоритеты и новые подходы, новые показатели, новую технологию оценки рисков, связанных с надежностью. В конце августа на обсуждение правления РАО "ЕЭС" технический директор вынесет систему мер, направленных на повышение надежности. И она будет реализована.
Что касается прибыли, то этот приоритет не может измениться, потому что прибыль является естественным источником для любого рода инвестиций, а также нормальным показателем рентабельности на вложенный капитал, который крайне важен для всех акционеров, включая РАО "ЕЭС", у которого, в свою очередь, акционером является государство. Прибыль - это не альтернатива ремонтам, а дополнительный источник для капитальных ремонтов и технического перевооружения. У нас, к примеру, все дивиденды дочерних компаний составляют менее десяти процентов их ремонтных затрат.
- А как же известные споры с властями Санкт-Петербурга и Москвы из-за установленных РАО ключевых показателей эффективности для энергокомпаний этих регионов, достижение которых было возможно только за счет сокращения финансирования программ ремонтов?
- Споры действительно были, но шли они по другим соображениям. Дело в том, что расчет прогноза чистой прибыли "дочек" и дивидендов у нас идет в определенной последовательности. Сначала в рамках тарифного регулирования мы защищаем инвестиционную и ремонтную программы. После того, как РЭК устанавливает тариф, который позволяет в заложенном в тариф объеме выполнить ремонтную и инвестиционную программы, компания составляет бизнес-план, в котором определены прогнозные дивиденды. А споры возникают, как правило, после того, как правление РАО уже утвердило соответствующие показатели. У администрации любого субъекта, безусловно, есть всегда еще несколько энергообъектов, которые она хотела бы дополнительно отремонтировать. Представители администрации, бывает, нам говорят: у вас же есть прибыль, давайте пустим всю ее на ремонты. А мы доказываем, что утвержденная программа ремонтов разумная, что в абсолютном выражении ремонты год из года увеличиваются, а в тарифе дополнительные затраты на ремонты не предусмотрены. В этой ситуации единственный источник дополнительного финансирования - это чистая прибыль, которую администрация предлагает забрать у акционеров и направить на ремонты. Это неправильно, говорим мы, давайте на следующий год при обсуждении программы ремонтов более глубоко поймем какие-объекты нужно ремонтировать, какие суммы возможно заложить в тариф, чтобы не выйти из предельного уровня.
- А какова позиция РЭКов?
- Наши споры с РЭКами касаются положения о трехлетних тарифных коридорах. Мы просим, раз уж договорились о "трехлетке", позволить нам внутри этого коридора бороться с издержками и не изымать на следующем шаге все, что мы заработали за счет этого. Но в 2005 году такая проблема определилась - ФСТ рассчитала предельный уровень роста тарифов на 2006 год не от предельного планового уровня прошлого года в рамках "трехлетки", а от фактического уровня, который получился меньше планового, и теперь мы понимаем, что 2006 год с точки зрения тарифов будет намного сложнее и компании наши будут менее прибыльными, чем 2004-2005 годы.
- РАО ЕЭС и Москва на паритетных началах создают управляющую компанию для управления столичными распредсетями…
- Да, в октябре она уже должна начать работать.
- А с правительством Московской области что-то подобное обсуждается или нет?
- Мне ничего не известно о подобных инициативах правительства Московской области.
- А РАО само им ничего не предлагало?
- Наша главная задача была распаковать "Мосэнерго". От нас в этом вопросе никакой инициативы не требуется. Областная сетевая компания создана, большая и хорошая. Уверены, что она и дальше будет развиваться.
- А вообще идет какой-то диалог с правительством Подмосковья в вопросах реформы?
- Реформа "Мосэнерго" уже позади. Обсуждаются по мере надобности конкретные, рабочие вопросы. Точно уже обсуждались вопросы, связанные с деятельностью сбытовых подразделений ОАО "Мосэнерго". Эта деятельность в "Мосэнерго" была организована юридически сложным образом: за сбыт в практически каждом районном центре области отвечали специальные подразделения, которые и заключали договоры с потребителями. Эти подразделения являлись дочерними подразделениями "ЦОПэнерго", которое осуществляло весь текущий биллинг и которое, в свою очередь, является "дочкой" Трансинвестбанка. При этом в некоторых "дочках" пара процентов принадлежит администрации соответствующего района. Вот мы и обсуждали с правительством Московской области, как реорганизовать деятельность этих компаний, как консолидировать все это в единую сбытовую компанию и как не потерять при этом управляемость.
Кроме того встречи проходили для обсуждения вопросов нового строительства, в том числе строительства генерирующих мощностей. У гендиректора Мосэнерго Копсова есть проекты по строительству на территории области современных ПГУ. Кроме этого проходят встречи новых руководителей новых компаний, обсуждаются программы 2006 года, план работы, отчетности и другие текущие вещи. Таким образом решаются все рабочие вопросы взаимодействия.
- Ясно ли уже, каким образом Москва будет получать контроль над сетевыми компаниями, выделенными из Мосэнерго, и когда?
- Ничего не могу сказать. К сожалению, я понял, что даже такие гигантские сделки, как "Газпрома" и "Роснефти", в которых участвуют самые великие консультанты мира, отобранные по самым великим конкурсам, длятся 8 месяцев. В ходе этих 8 месяцев схема меняется 3-4 раза. Мы можем сказать, не покривив душой, что все действия, которые лежали на нашей стороне, мы совершили и выполнили. Но на этой стадии пока, к сожалению, окончательного решения по схеме нет, поэтому говорить об этом преждевременно.
- А схема-то вообще обсуждается?
- Схема обсуждается.
- А сколько схем обсуждается?
- Я на самом деле знаю только две, обе - через допэмиссию. Я живу в логике, что допэмиссия - базовая схема. В оплату этой допэмиссии могут вноситься либо акции созданного МОЭК, либо сетевое имущество правительства Москвы.
- А как же своп с Газпромом?
- Есть такая схема, но она не связана с действиями РАО. Если правительству Москвы удастся свои 8% во всех остальных выделенных из "Мосэнерго" компаниях обменять на акции сетевых компаний, то доля правительства Москвы в сетях увеличится.
- Двум АО-энерго из вашей бизнес-единицы (Мосэнерго и Ленэнерго - ИФ) предъявили налоговые претензии. Как вы можете это прокомментировать, есть ли аналогичные проблемы по другим "дочкам"?
- Честно скажу, о налоговых претензиях другим энергокомпаниям у меня информации нет. То, что претензии в отношении абонентской платы (как в случае Ленэнерго - ИФ) являются не впервые для нас, это факт. И мы их решали в судебном порядке. Обычно решение было в пользу абонплаты. Абонплата также как и многие другие инструменты в отрасли, является конструкцией, одобренной государством в лице разных органов - правительства, ФСТ, совета директоров РАО... Поэтому очень рассчитываю, что в этой ситуации государство внутри своих ведомств определит истину и еще раз зафиксирует, что абонплата является легитимным инструментом финансирования отрасли.
- Есть информация, что ни губернатору Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко, ни полпреду президента РФ на Северо-Западе Илье Клебанову не хочется, чтобы "Ленэнерго" разделялось уже сейчас, в этом году, и так быстро.
- Я бы ответил на этот вопрос так: у сильных политиков есть много разных рычагов, чтобы на что-то повлиять в реформе. Думаю, что никакого интереса затягивать разделение "Ленэнерго", ну скажем, на срок более трех месяцев, нет. Конечно, наверное, 1 января удобнее разделять компанию, чем 1 октября, просто потому что проще бухгалтерию сводить, проще год финансовый закончить и так далее. 1 апреля - еще выгоднее, потому что осенне-зимний макисмум нагрузок пройдет, и если что-то в городе произойдет в это время, то, претензии не отнесут к последствиям реформы.
Мы понимаем, что состояние энергетики Санкт-Петербурга не лучше, чем энергетического комплекса Москвы.
Мы понимаем, что, к сожалению, технологические аварии мелкие и не очень мелкие, они в Петербурге происходили и, наверное, могут случаться и дальше. Но это никак не увязывается с текущим реформированием.
Мы также понимаем, что процесс реформирования всегда усложняет организационные вопросы, связанные с управлением. Но сама реформа направлена ровно на то, чтобы разделить виды бизнеса и привлечь в ряд выделенных конкурентных бизнесов частные инвестиции.
Валентина Матвиенко говорит в течение последнего года, что город испытывает гигантскую потребность в инвестициях, называются миллиардные суммы, которые срочно требуются для того, чтобы переоборудовать центр города, реконструировать несколько ТЭЦ и так далее. Любой из тех проектов, которые называет Матвиенко в качестве срочных для города, это минимум четыре-пять лет инвестиций в размере около 5 млрд. рублей каждый. Но тут очевидный ответ - в тарифах для энергетики таких денег не будет никогда, эти деньги будут привлекаться с рынка в виде заемных средств.
Срочно нужны инвесторы, а инвесторы пойдут только в те активы, в которых они будут иметь возможность получить контрольный пакет. Мне не известна никакая попытка и никакое предложение со стороны властей Санкт-Петербурга как-то приостановить или перенести на поздний срок разделение "Ленэнерго". Более того, на встрече с Валентиной Матвиенко, которая проходила в конце июля, все исходили ровно из того, что 1 октября произойдет разделение, город будет участвовать в создании совместной теплосетевой компании на базе выделенных теплосетевых активов.
Отдельно планируется участие города в деятельности распределительной сетевой компании Ленэнерго. В этом смысле все обсуждается абсолютно конкретно, со сроками, ответственными, всем выданы поручения, как РАО "ЕЭС", так и "Ленэнерго", так и правительству Санкт-Петербурга. У каждого участника есть понимание, что надо сделать в ближайший месяц, одновременно прорабатывается большая программа по всем направлениям интеграции активов, создание новых компаний, привлечение частных инвестиций.
- То есть информация о том, что сейчас всерьез обсуждается перенос начала операционной деятельности ТГК-1 еще на три месяца, то есть на 1 января, не соответствует действительности?
- Не соответствует. Мы пока идем ровно в этой логике, что 1 октября - начало операционной деятельности ТГК и разделения "Ленэнерго". Никаких других сроков я не знаю.
- А власти Санкт-Петербурга не выходили на РАО с таким же предложением, что и Москва в части пол-учения контроля в сетевом хозяйстве "Ленэнерго"?
- Правительство (СПб) реально заявило свой интерес к участию в советах директоров будущих распредсетевой и теплосетевой компании. Мы сказали, что поддерживаем эту инициативу. А будет ли правительство вносить в капитал этих компаний какие-то активы, и какую долю при этом сможет получить - это предмет переговоров.
- "Ленэнерго" недавно завершило выкуп акций у акционеров, не согласных с реорганизацией, или воздержавшихся от голосования. Как изменятся доли оставшихся акционеров, в частности, РАО "ЕЭС" и Fortum после погашения выкупленных акций?
- Предъявление акций произошло в размере 12,5%, большая часть из них - это обыкновенные акции, и меньшая - привилегированные. Сам факт предъявления такой большой доли к выкупу нетипичен при реорганизации энергосистем. Обычно выкупается от доли процента до нескольких процентов. В случае с Ленэнерго, мы считаем это существенной недоработкой менеджмента.
Сама сумма в 2,5 млрд. рублей для "Ленэнерго" в середине года существенна.
Для выкупа акций "Ленэнерго" привлекло кредиты, поручителем по которым выступило РАО "ЕЭС". После выкупа "Ленэнерго" 12,5% акций, доля РАО "ЕЭС" в компании увеличилась до 55%, Fortum - до 35%. В отношении вновь создаваемых компаний ситуация будет следующая. У РАО "ЕЭС" и Fortum во вновь созданных компаниях доли будут такие же, какие были в "Ленэнерго" до выкупа, то есть у РАО "ЕЭС" - 51%, у Fortum - 30%.
Новые общества выпустят акции в том объеме, который был в "Ленэнерго" на момент принятия решения о реорганизации. А по 12,5% акций каждой новой компании перейдут к реорганизованному "Ленэнерго". Это соответствует технологии, которая предусмотрена российским законодательством о рынке ценных бумаг.
В результате реорганизованное "Ленэнерго" станет акционером всех трех созданных на его базе компаний и будет в дальнейшем принимать решения в отношении этих активов. Таким образом, доля РАО "ЕЭС" и Fortum в разделенном "Ленэнерго" будет 55% и 35%, соответственно, а во вновь созданных компаниях - 51% и 30%, как было раньше. Такая схема размещения была принята собранием акционеров.
- В каких-то еще АО-энерго эта схема использовалась?
- Мы использовали эту схему размещения в пяти компаниях - "Вологдаэнерго", "Свердловэнерго", "Смоленскэнерго", "Ставропольэнерго" и "Колэнерго". Дело в том, что российское законодательство о рынке ценных бумаг содержит прямой запрет на превышении доли привилегированных акций более 25% от уставного капитала. И в свое время мы запросили ФКЦБ, что нам делать, когда после реорганизации обыкновенные акции предъявят к выкупу, а привилегированные не предъявят?
Ведь тогда общество автоматически попадает в ситуацию, когда у него привилегированных акций больше 25%, то есть его нельзя оставлять в такой ситуации, поскольку ФСФР нам бы просто не зарегистрировало выпуски акций. ФКЦБ дало нам официальное разъяснение о возможности использования вот такой схемы размещения.
- В меморандуме с Москвой о создании управляющей компании фиксируется договоренность ограничить сделки по отчуждению профильных и непрофильных активов сетевых компаний "Мосэнерго". Кто настоял на включении этого пункта, и в связи с чем?
- Логика была простая: мы сейчас проводим оценку активов, причем желательно, чтоб мы активы оценили на какую-то определенную дату, и ничего не продавалось после этого времени до завершения сделки. Это нормальная практика совершения таких крупных сделок, при которых стороны фиксируют, какие у них есть активы на определенную дату, чтобы полгода, пока будет длиться сделка, не оказалось, что половина активов продана...
Пятница, 26 августа 2005, 13:36
|