МВД проведет "оздоровление" топливно-энергетического комплекса. С таким заявлением выступил в конце прошлой недели глава министерства Рашид Нургалиев. А в будущем, по словам министра, "оздоровительная" работа милиции будет направлена на лесной и другие сектора. Эксперты полагают, что активность МВД связана с новым переделом полномочий между силовыми органами. В результате этой борьбы ФСБ может получить право контролировать МВД вместе с функциями департамента собственной безопасности (ДСБ МВД). Взамен милиция может усилить свои полномочия по борьбе с экономическими преступлениями и наркобизнесом. Неудивительно, что для этого МВД необходимо показать свою эффективность на новом поприще. В качестве первой жертвы милиционеры избрали и без того "востребованный" силовиками ТЭК. По мнению экспертов, МВД едва ли сможет инициировать и вести дела, сравнимые с "делом ЮКОСа". Они считают, что причины для беспокойства появились прежде всего у небольших компаний, зарабатывающих на неучтенной нефти.
На заседании Госсовета глава МВД заявил, что "специальная оперативно-профилактическая операция по оздоровлению ТЭК" уже проведена в одном из федеральных округов. По ее результатам были увеличены поступления налогов в консолидированный бюджет в 2,7 раза, отметил министр. Он сообщил, что принято решение о начале аналогичной операции по всей территории страны. Впрочем, планы МВД простираются и на другие сектора. "На очереди вторая сырьевая сфера - лесная. В последующем планируется и упорядочение экономической деятельности в сфере оборота биоресурсов, в совершении экономических преступлений, которые наносят государству большой материальный ущерб", - сказал Рашид Нургалиев. О какой операции шла речь - остается лишь предполагать. Возможно, министр имел в виду операцию "Чеченская нефть 2005", проведенную в первой половине этого года. Тогда, как сообщил прессе начальник департамента экономической безопасности МВД Сергей Мещеряков, было выявлено 4065 правонарушений, связанных с незаконным оборотом нефти и нефтепродуктов, возбуждено 191 уголовное дело, из незаконного оборота изъято 5400 тонн нефти и ГСМ.
Впрочем, эксперты предполагают, что МВД несколько преувеличивает свои достижения в "оздоровлении" нефтяной отрасли в масштабах всей страны. "Возможно, МВД приписывает себе эффект "дела ЮКОСа": компании стали срочно выводить прибыль из тени, чтобы "не попасть под каток". Но в данном случае речь идет скорее о заслуге Генеральной прокуратуры", - сказал RBC daily аналитик ИК "Антанта Капитал" Александр Блохин. Эксперты отмечают, что активизация работы МВД с бизнесом, и в частности с нефтяниками, может быть связана с продолжающейся реформой силовых органов. "Можно предположить, что это связано с очередными аппаратными боями по разграничению полномочий между силовыми ведомствами", - поделился своим мнением с RBC daily руководитель спецпроектов Института социальных систем МГУ Дмитрий Бадовский. Очередной раунд борьбы начался после того, как начальник департамента собственной безопасности МВД Константин Ромодановский был назначен главой Федеральной миграционной службы. "После этого начались разговоры о том, что ДСБ переведут под контроль ФСБ в рамках системы "перекрестного контроля" спецслужб", - напомнил г-н Бадовский.
По слухам, взамен милиционеры могут получить от ФСБ дополнительные полномочия по борьбе с экономическими преступлениями и наркобизнесом. Понятно, что возможное усиление экономических полномочий МВД требует от министерства демонстрации активной и эффективной деятельности. В рамках этой кампании можно рассматривать приказ Нургалиева от 2 августа, которым он утвердил инструкцию о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности. А на прошлой неделе о работе департамента экономической безопасности отчитался Сергей Мещеряков. Причем в первую очередь он рассказал именно об упомянутой операции "Чеченская нефть 2005". Впрочем, конкретные полномочия милиционеров по контролю над тем же ТЭК пока остаются неочевидными, ведь сейчас на этом поле действуют и налоговики, и ФСБ, и Генпрокуратура. Официальные представители МВД на момент сдачи материала были недоступны для комментариев. А эксперты предполагают, что в поле зрения МВД попадут в первую очередь схемы продажи неучтенной нефти.
"Многие нефтяники использовали схемы, при которых у них образовывались колоссальные количества неучтенной нефти, левака. Они должны были через кого-то легализовываться. Появлялись подставные компании, "левые" бензоколонки. Вот в этой области и есть огромное поле для работы милиционеров", - сказал RBC daily знакомый с ситуацией в силовых органах источник. По его сведениям, решение об использовании ресурсов МВД для ликвидации "неучтенки" в нефтяном бизнесе было связано с приходом в эту отрасль крупных государственных игроков. "Это накладывается на процесс огосударствления нефтяного бизнеса", - уточнил собеседник RBC daily. Решать проблемы "левой" нефти, появившиеся вместе с приобретением новых активов, нужно непосредственно "в поле", и МВД с его многочисленным и разветвленным штатом может справиться с этим лучше других спецслужб. Это соображение представляет в несколько ином свете возможную передачу собственной безопасности МВД в ведение контрразведчиков. "Вполне логично, что собственная безопасность переходит к ФСБ. Ведь нефтяная сфера - это реальные, очень большие деньги, причем наличные", - отмечает источник.
Тем не менее эксперты полагают, что поучаствовать в перераспределении собственности в масштабах, сравнимых с "делом ЮКОСа", милиционерам не позволят. С одной стороны, здесь уже есть вполне освоившиеся игроки. С другой - система МВД в этом смысле более децентрализована, и много интересов сосредоточено на местах, на уровне ГУВД. Поэтому вместе с обязанностью "зачистить" низовую структуру новых активов крупных нефтяных госкомпаний милиция получит возможность инициировать на местах "дела ЮКОСа в миниатюре". Фигурантами станут мелкие нефтяные компании, которые до сих пор оставались вне поля зрения силовых структур. "Мне кажется, что крупные компании уже "взяли под козырек" и теперь стараются выглядеть "белыми и пушистыми", - говорит Александр Блохин. - Но кроме них есть множество мелких нефтяных компаний, до которых руки не доходят и которые чувствуют себя свободнее, чем крупные". Например, нередки случаи, когда у маленькой нефтяной компании есть всего одна скважина, расположенная "в чистом поле". Нефть с нее вывозят на автомобилях-бензовозах, так как никаких трубопроводов поблизости нет. В таких случаях могут довольно легко возникать неучтенные объемы нефти. А для того, чтобы их выявить, достаточно остановить "левый" бензовоз для проверки документов. И если до сих пор местные "органы" часто закрывали глаза на подобные нарушения, то теперь жизнь нефтяных "мини-олигархов" может серьезно осложниться.
Источник материала РИА "РосБизнесКонсалтинг".
Вторник, 30 августа 2005, 14:22
|