Фондовый рынок США оставался в среду в мрачном настроении, в которое его погрузило заявление комитета ФРС, сделанное накануне. До заседания комитета ФРС, состоявшегося во вторник 20 сентября, рынок акций надеялся, что экономическая неопределенность, вызванная последствиями урагана Katrina, побудит монетарные власти приостановить повышения процентной ставки - если не на сентябрьском заседании, то хотя бы позднее. Во вторник ФРС повысила ставку по федеральным фондам на 0,25 процентного пункта до 3,75% и при этом, вопреки надеждам инвесторов, дала понять в сопутствовавшем заявлении, что продолжит повышения ставки. По мнению руководства ФРС, последствия урагана Katrina, хотя и увеличивают экономическую неопределенность в краткосрочной перспективе, не создают долгосрочной угрозы экономике. При этом рост цен на энергоносители, усилившийся после удара Katrina по региону Мексиканского залива, "имеет", как было сказано в заявлении ФРС, "потенциал увеличить инфляционное давление".
К последствиям урагана Katrina и "непробиваемости" ФРС добавилась новая беда, ураган Rita, грозящий новыми разрушениями в регионе Мексиканского залива и новым витком в ценах на топливо. Утром в среду Национальный центр слежения за ураганами в США (NHC) повысил категорию мощи урагана Rita до 4-й ступени и указал на высокую вероятность удара стихии по важнейшим центрам нефтепереработки на побережье штата Техас. Ноябрьские фьючерсы на нефть Light Sweet, которыми торгуют на бирже NYMEX, подскочили на утренних электронных торгах на 2,04 долл. до 68,27 долл. за баррель.
Позднее, в ходе биржевой сессии, фьючерсные цены на нефть сократили прирост, но это мало обнадежило рынок акций. В настроении рынка доминировала тревога. К последствиям урагана Katrina, включившим скачок цен на топливо и падение потребительской уверенности в США, добавились угрозы, связанные с ураганом Rita. Как заявил глава нефтеперерабатывающего гиганта Valero Energy Corp. Билл Грихи (Bill Greehey), ураган Rita может стать "национальным бедствием". При том, что в штатах Луизиана и Миссисипи, по которым ударил ураган Katrina, еще не скоро восстановят работу четыре крупных нефтеперерабатывающих завода, ожидаемый удар урагана Rita по побережью штата Техас, где сосредоточено множество НПЗ, грозит новыми потерями производственных мощностей. "Если Rita обрушится на нефтеперерабатывающие заводы, при уже имеющемся дефиците мощностей, вы увидите, как цены на бензин на АЗС поднимутся намного выше 3 долл. за галлон", - заявил Грихи.
После урагана Katrina средняя розничная цена бензина в США уже поднималась выше 3 долл. за галлон. По данным организации AAA, объединяющей клубы американских автовладельцев, непосредственно перед ударом урагана, который обрушился 29 августа, средняя цена бензина на АЗС равнялась 2,601 долл. за галлон. К 5 сентября средняя розничная цена бензина поднялась до 3,057 долл. С этого значения, которое стало историческим максимумом, цены отступили. Согласно AAA, в среду 21 сентября средняя цена бензина на АЗС составила 2,764 долл. за галлон. Если Rita, как предполагают прогнозы, обрушится на нефтеперерабатывающие центры в Техасе, то цена снова подскочит, что усилит и без того печальные последствия урагана Katrina.
Под занавес биржевой сессии NHC повысил категорию мощи урагана Rita до 5-й, наивысшей и катастрофической ступени, после чего потери на рынке акций значительно углубились. По итогам торгов индекс "голубых фишек" Dow упал на 103,49 пункта до 10378,03, или на 0,99%. Индекс Nasdaq Composite, в котором доминируют технологические компании, упал на 24,69 пункта до 2106,64, или на 1,16%. Индекс широкого рынка Standard & Poor's 500 опустился на 11,14 пункта до 1210,20, или на 0,91%. Dow и Nasdaq Composite закрылись на самых низких значениях с начала июля, а S&P 500, который в последнее время был единственным из основных фондовых индексов, сохранявшим прирост относительно начала года, оказался в среду в годовом минусе. По сравнению с закрытием 31 декабря 2004 г. индекс S&P 500 понизился на 0,14%.
Среди отраслевых сегментов рынка наибольшие потери в среду понес банковско-финансовый сегмент, что было связано с эффектом от заявления ФРС о дальнейшем повышении ставки. Индекс банковского сектора BKX упал по итогам дня на 1,59%, а индекс брокерского/дилерского сектора XBD опустился на 1,51%.
Мрачный настрой в финансовом секторе негативно повлиял на динамику акций инвестиционного банка Morgan Stanley, представившего в среду неплохой отчет за III финансовый квартал. Хотя чистая прибыль Morgan Stanley за прошедший квартал упала по сравнению с тем же периодом прошлого года, это было связано с разовыми расходами, в основном относящимися к продаже подразделения по лизингу самолетов. Прибыль компании без учета разовых расходов существенно увеличилась и составила 1,21 долл. на акцию. Аналитики Уолл-стрит в среднем прогнозировали 1,05 долл. на акцию. Доходы Morgan Stanley выросли на 29%, до 6,95 млрд долл. Средний прогноз аналитиков предполагал 6,3 млрд долл. Несмотря на удачный отчет, акции компании понизились по итогам торгов на 65 центов до 51,75 долл.
Однако ничто не помешало росту акций компании FedEx, оператору крупнейшей в мире службы экспресс-доставки почты и грузов. В среду FedEx представила хороший отчет за I финансовый квартал, закончившийся 31 августа, и повысила прогноз по прибыли за текущий финансовый год, несмотря на заоблачные цены на топливо. Чистая прибыль FedEx за I финансовый квартал составила 339 млн долл. или 1,10 долл. на акцию, по сравнению с 330 млн долл. или 1,08 долл. на акцию в том же квартале прошлого года. Не считая разовой статьи, связанной с изменением учета расходов на аренду, компания получила прибыль в размере 1,25 долл. на акцию. Аналитики в среднем ожидали 1,17 долл. на акцию. Доходы выросли на 10%, до 7,71 млрд долл. Средний прогноз аналитиков предполагал 7,57%.
FedEx повысила прогноз по прибыли за текущий финансовый год, заканчивающийся в мае, с 5,20 долл. - 5,45 долл. на акцию до 5,25 долл. - 5,55 долл. на акцию. Компания пояснила, что прогноз учитывает эффект урагана Katrina, однако может быть изменен, если ситуация ухудшится из-за урагана Rita. Согласно экономическому прогнозу FedEx, рост ВВП США составит 3,5% в 2005 календарном году и 3,3% в 2006 календарном году. Прогноз компании по ее прибыли за текущий II финансовый квартал предполагает показатель в диапазоне 1,30 долл. - 1,45 долл. на акцию. Говоря о возможных последствиях урагана Rita, финансовый директор FedEx Алан Граф (Alan Graf) сказал следующее: "Если цены на нефть не выскочат из диапазона 65 долл. - 70 долл. за баррель, то, я думаю, у нас все будет хорошо. Надеюсь, что эффект от урагана Rita не будет слишком тяжелым. Наш прогноз, безусловно, не учитывает цены в 100 долл. за баррель". Инвесторы ответили "аплодисментами" на результаты и прогнозы FedEx. Акции компании выросли по итогам торгов на 6,15 долл. до 83,15 долл., или на 8,0%.
В условиях роста цен на нефть индекс нефтяного сектора XOI был одним из двух отраслевых индексов, повысившихся в среду. XOI вырос на 0,52%. Парадоксально, но вторым из двух "счастливчиков" стал индекс транспортного сектора DJT. Он поднялся на 0,44%, чему способствовал успех FedEx и повышение рейтинга акций авиакомпании Southwest Airlines аналитиками J.P. Morgan.
После закрытия торгов в среду авиакомпания United Airlines, вторая по величине в американской индустрии пассажирских авиаперевозок, сообщила, что планирует выйти из состояния банкротства к 1 февраля 2006 г. United Airlines является банкротом по статье 11 закона США о банкротствах с декабря 2002 г. Статья 11 предусматривает реорганизацию компании-банкрота, в отличие от статьи 7, предусматривающей ликвидацию. На прошлой неделе о банкротстве по статье 11 объявили американские авиакомпании Delta Air Lines и Northwest Airline. Еще одна авиакомпания, US Airways, которая стала банкротом по статье 11 в 2004 г., в настоящее время выходит из состояния банкротства.
Источник материала РИА "РосБизнесКонсалтинг".
Четверг, 22 сентября 2005, 12:58
|