Ошибки Правительства в прогнозах инфляции, а также заявленное обновление энергомощностей РАО "ЕЭС России" приведут к скачку тарифов на электричество в 2007 году.
Отсрочить удорожание энергии смогут только политические игры накануне президентского марафона. Но тем сильнее ударит по потребителю последующий отпуск цен.
Заседание Правительства РФ в четверг было посвящено электроэнергетике, переживающей сложный период реформирования.
Напомним, реформа РАО "ЕЭС России" стартовала в 1997 году после принятия первых законов в этой области. В 2003 году преобразование перешло в практическую плоскость и к 2008 году должно завершиться разделением электроэнергетики на конкурентный (генерация, сбыт) и монопольный (транспортировка, диспетчеризация) секторы.
Накопившийся за десятилетия недоремонт и износ мощностей, требующий огромных инвестиций, — с одной стороны, а с другой — желание получить государством дивиденды из прибыли РАО ежегодно заставляют министров решать сложную задачу при утверждении инвестпрограммы энергохолдинга. На следующий год она утверждена с 20-миллиардным ростом — в объеме 171 млрд рублей.
"Энергоавария в Москве многим дала основание ожидать, что РАО придется под нажимом чиновников существенно увеличить инвестиции. Однако цифры инвестпрограммы изменились несущественно, — считает аналитик ИК "БрокерКредитСервис" Александр Корнилов. — Правда, РАО отдельно подчеркнуло увеличение инвестиций в московскую энергосистему".
Очевидно, что главе РАО "ЕЭС" Анатолию Чубайсу пришлось распределять инвестиции в условиях сильной ограниченности бюджета, и неудивительно, что выбор был сделан в пользу столичной энергосистемы, ибо нормальное функционирование последней является на сегодняшний день одним из главных факторов дальнейшего продвижения реформы отрасли.
"С инвестициями в электроэнергетике очень тяжело, и вся инвестпрограмма РАО "ЕЭС" — это лишь капля в море тех инвестиций, которые нужны российской электроэнергетике. Общая потребность денежных вливаний в отрасль оценивается на уровне $50-60 млрд. Собственно для привлечения этих инвестиций и предназначена реформа электроэнергетики", — отмечает Александр Корнилов.
Защищая инвестпрограмму в кабинете министров, Чубайс заявил, что необходимо существенно повышать тарифы на электричество. Для чего существуют, как минимум, две причины. Во-первых, по уверениям Чубайса, РАО — единственная монополия в стране, которая два года живет по концепции, согласно которой темпы роста тарифов устанавливаются ниже уровня инфляции. Дело в том, что, в 2003 году Правительство РФ решило удерживать темп роста среднеотпускного тарифа на электроэнергию ниже инфляции и установило предельные максимальные и минимальные уровни роста энерготарифов на три года вперед, начиная с 2004 года.
"Реальная инфляция на деле оказывается выше прогнозного значения, а Региональные энергетические комиссии (РЭК) устанавливают тарифы в своем субъекте федерации не по предельному уровню, а ниже. Уже в 2004 году темп роста тарифов на электроэнергию, установленный Правительством на уровне 13,1%, составил 11,4% при реальной инфляции в 11,7%, — комментирует начальник департамента экономической политики корпоративного центра РАО "ЕЭС России" Игорь Кожуховский. — На 2005 год ФСТ России [Федеральная служба по тарифам] установила предельный максимальный темп роста тарифа на электроэнергию на уровне 9,5%. Однако реальный рост цен на электроэнергию ниже, на уровне 9,2%. А вот инфляция, очевидно, превысит прогнозные 8,5% и, скорее всего, составит не менее 10,5%".
Исходя из предположения, что инфляция составит в 2006 году 8%, темп роста среднеотпускных цен на электроэнергию был установлен на уровне 7,5%. Эти заниженные официальные прогнозы по инфляции заставляют энергетиков потихоньку готовить почву для тарифного "скачка" после 2007 года.
Во-вторых, без роста тарифа стране не преодолеть дефицит электричества (к примеру, в Петербурге дефицит мощностей сегодня составляет более 800 МВт). То есть, для того чтобы строить новые энергомощности и модернизировать старые, необходимы серьезные вложения. Ни у государства (если оставить в покое священные многомиллиардные кубышки — Стабфонд и Инвестфонд), ни у РАО "ЕЭС России" попросту нет таких денег. Выход один: брать с потребителя. Поэтому и получается, что для реализации разрабатываемой РАО 15-летней программы развития электроэнергетики в РФ, о которой было объявлено в четверг, тарифы придется поднимать.
"То, о чем говорит Чубайс, подразумевает запуск либерализованного рынка электроэнергии в России. Это означает, что цены на электроэнергию будут определяться рыночными механизмами, а не государством, — говорит Александр Корнилов. — Безусловно, для того, чтобы привлечь частные инвестиции в отрасль помимо реорганизации РАО "ЕЭС" и приватизации конкурентных компаний в генерации необходимо также условие, что цены на электроэнергию дадут инвесторам окупить их вложения, т.е. цены на электроэнергию должны быть обоснованными с экономической точки зрения".
Госрегулирование тарифов приводит к тому, что они не позволяют сегодня инвесторам окупить их вложения, о чем, в частности, свидетельствует предлагаемый Правительством временный механизм, решающий эту проблему — механизм гарантированных инвестиций. "Так что для того, чтобы решить проблему нехватки инвестиций в отрасли, от роста цен никуда не деться", — резюмирует аналитик "БрокерКредитСервиса".
Совершенно другую точку зрения относительно подорожания высказал на заседании Правительства глава Минпромэнерго Виктор Христенко. По его мнению, государство должно найти источники, которые позволят финансировать строительство энергомощностей в достаточном объеме, и тогда можно будет обойтись без существенного увеличения тарифов на электроэнергию.
Один такой источник быстро нашел премьер-министр РФ Михаил Фрадков, предложивший использовать госсредства для инвестиций в электроэнергетику, чем вызвал явное неудовольствие Анатолия Чубайса. "Считаю стратегической ошибкой для страны заполнять это разрыв из бюджета", — заявил глава РАО в ходе заседания.
Использование бюджетных ассигнований в генерации прямо противоречит реформированию электроэнергетики, которое предполагает передачу генерирующих компаний в частные руки и использование уже частных инвестиционных ресурсов, считают эксперты. "Госпомощь существенно расслабляет энергокомпании, в то время как они наоборот должны учиться работать в суровых рыночных условиях", — говорит Александр Корнилов.
Бюджетные инвестиции могут быть обоснованы лишь в монопольных видах деятельности, где государство сохранит контроль — например, в сетевом бизнесе (магистральном и распределительном), а также в Системном операторе. Там государство останется собственником, так что помощь бюджета в данном случае будет экономически оправданна.
Источник информации - Информационное агенство РОСБАЛТ
Пятница, 7 октября 2005, 14:16
|