"КАМАЗ" пересмотрел свою дивидендную политику, которая фактически ставила крест на выплате автоконцерном дивидендов. Теперь по настоянию федеральных чиновников предприятие взяло на себя обязательство ежегодно платить акционерам до 20% своей прибыли. Но на "КАМАЗе" уверяют, что платить дивиденды все равно не будут.
"КАМАЗ" в 2004 г. продал 28 500 грузовиков, на него приходится 37% рынка большегрузных автомобилей. Выручка - 39,182 млрд руб., чистая прибыль - 41 млн руб. Акционеры завода: Росимущество (34,01%), "КАМАЗ-Капитал" (11,6%), ВТБ (17,17%), KAMAZ International Management Cо. (3,82%), Сбербанк (2,82%).
Первую дивидендную политику "КАМАЗ" принял в январе 2004 г. на срок до 2010 г. Фактически она закрепила за "КАМАЗом" право не делиться со своими акционерами прибылью. Совет директоров предприятия решил, что размер дивидендов не может быть меньше 1 руб. на акцию. Уставный капитал "КАМАЗа" состоит из 785,75 млн акций. Таким образом, дивиденды предприятия должны были составлять не менее 785,75 млн руб. А поскольку таких денег "КАМАЗ" никогда не зарабатывал, то фактически предприятие было освобождено от необходимости делиться прибылью с акционерами. В итоге единственными в истории "КАМАЗа" дивидендами стали выплаченные по итогам 1992 г. 100 неденоминированных рублей на акцию.
Но спустя полтора года чиновники решили пересмотреть дивидендную политику. Вчера "КАМАЗ" сообщил, что его совет директоров 10 октября внес поправки в документ. Теперь "КАМАЗ" должен направлять на выплату дивидендов до 20% чистой прибыли. В нынешнем году предприятие заработает 306 млн руб., говорит его представитель. Таким образом, если этот прогноз сбудется, то предприятие может выплатить акционерам до 61 млн руб.
Источник на "КАМАЗе" пояснил, что на изменении дивидендной политики настоял член совета директоров предприятия, руководитель департамента Росимущества Глеб Никитин. Собеседник "Ведомостей" полагает, что эта инициатива связана с подготовкой постановления правительства о дивидендной политике госкомпаний. Проект этого постановления Минэкономразвития недавно внесло на рассмотрение правительства, и он предусматривает ежегодные выплаты госкомпаний на уровне 10-20% от чистой прибыли.
Но представитель "КАМАЗа" сомневается, что его компания будет выполнять новую норму. "Дивидендная политика нас ни к чему не обязывает", — напоминает он. К тому же, по его словам, прибыль "КАМАЗа" не позволяет тратить средства еще и на дивиденды. "КАМАЗ" даже не в силах был обслуживать свой долг по кредиту Минфина на $150 млн, из-за чего ведомство недавно подало на автоконцерн в суд. "К тому же у "КАМАЗа" более 87 000 акционеров-физлиц, 17 000 из которых владеют лишь 1-10 акциями. Расходы только на перечисление им дивидендов могут доходить до 8 млн руб.", — сетует источник на "КАМАЗе". "Мы можем платить и 5%, и 10%. Ведь формулировка в дивидендной политике — "до 20%", — соглашается и представитель "КАМАЗа". С самим Никитиным связаться не удалось.
Аналитики также сомневаются, что "КАМАЗ" вдруг начнет платить дивиденды. "Мы каждый год ожидаем, что "КАМАЗ" совершит некий рывок и резко увеличит производство. Сейчас его мощности загружены лишь на 20% и завод зарабатывает копейки, — отмечает аналитик "Тройки Диалог" Гайрат Салимов. — Вряд ли он будет платить серьезные дивиденды". Аналитик "Метрополя" Александр Жуков добавляет, что перемены к лучшему могут произойти лишь после размещение госпакета акций "КАМАЗа" в Лондоне.
Источник материала "Ведомости".
Среда, 12 октября 2005, 11:41
|