Одной рукой государство отдает внешние долги, а другой набирает снова. Вслед за "Газпромом" и "Роснефтегазом" "Транснефть" планирует занять на Западе $6,6 млрд — на $5 млрд выпустить еврооблигации, а $1,6 млрд занять в виде кредита. Эти деньги монополия пустит на строительство трубопровода на восток.
Государству принадлежат 75% обыкновенных акций "Транснефти" (100% голосов). В 2004 г. компания транспортировала 450 млн т нефти. Выручка за 2004 г. по МСФО - $5,2 млрд, чистая прибыль - $1,43 млрд. Восточный нефтепровод мощностью 80 млн т нефти в год пройдет из Тайшета (Иркутская область) в тихоокеанскую бухту Перевозная. Протяженность трубы - 4188 км. По оценке "Транснефти", строительство нефтепровода обойдется в $11,5 млрд, а на первый этап - до Сковородино на границе с Китаем понадобится $6,6 млрд.
Чиновники еще не одобрили проект строительства Восточного трубопровода, но "Транснефть" уже ищет на него деньги. Еще в мае президент монополии Семен Вайншток рассказывал о переговорах с западными банками. "Без госгарантий, без залога привлечь $6-7 млрд на 15-20 лет для нас проблемы не составляет. Финансировать "Транснефть"- это привилегия", — заявлял он в интервью "Ведомостям".
Теперь "Транснефть" хочет пустить в ход свое преимущество. В 2006-2007 гг. компания рассчитывает привлечь $6,6 млрд на Восточный трубопровод, рассказал вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев. Для этого компания сделает пять выпусков евробондов по $1 млрд каждый. Еще $1,6 млрд "Транснефть" собирается сроком на год занять у западных банков. С кем "Транснефть" ведет переговоры, Григорьев не назвал.
Григорьев объясняет, что "Транснефти" выгоднее занимать на Западе, а не в России из-за более низких ставок. "Но если российские банки предложат более выгодные условия, мы займем у них", — отмечает он, добавляя, что пока это лишь планы монополии, которые ей предстоит согласовать с чиновниками. Монополия надеется, что ей удастся привлечь деньги не дороже 5% годовых.
И на Западе это сделать нелегко. Сейчас под 5% торгуются российские евробонды с погашением в 2010 г., говорит Павел Мамай, аналитик "Ренессанс Капитала". По такой ставке "Транснефть" сможет привлечь только трехлетние бумаги, а 5-7-летние обойдутся ей до 6% годовых, говорит он. Сейчас занять под 5% для "Транснефти" практически нереально, добавляет аналитик инвестбанка "Траст" Михаил Галкин.
До сих пор "Транснефть" не размещала облигаций, а кредит западных банков в 2003 г. ей не дали привлечь чиновники. По их указанию монополия занимала на строительство БТС у российских банков. Сейчас обратная ситуация: пока государство гасит внешние займы, госкомпании их активно набирают, отмечает Галкин.
Еще в конце 2004 г. внешний долг частного сектора обогнал государственный и составил $109,5 млрд, из которых компании взяли $77 млрд. В этом году Россия досрочно погасила Парижскому клубу $15 млрд, а МВФ — $3,3 млрд. Но уже в этом году госкомпании за рубежом займут больше: "Роснефть" уже привлекла $8 млрд внешних займов ($6 млрд у китайских банков и $2 млрд у синдиката во главе с ABN Amro), "Роснефтегаз" занял $7,5 млрд у западных банков на оплату акций "Газпрома", необходимых государству для контроля. А сам "Газпром" собирается занять $13 млрд на оплату акций "Сибнефти". И в числе его кредиторов тоже нет российских банков.
Госкомпаниям нужны огромные деньги на слияния и поглощения и инвестпроекты. И в целом они правы, что в таких объемах внутренний рынок их удовлетворить не может, отмечает Галкин. Но они могли хотя бы часть занимать в России. А "Транснефти" это даже было бы выгодно, говорит эксперт. Ведь большую часть выручки она получает в рублях в отличие от компаний-экспортеров. Кроме того, внешние займы еще больше увеличат приток валюты в страну, а это не совпадает с макроэкономическими интересами государства по снижению темпов инфляции, добавляет Галкин.
Но на этот раз чиновники готовы согласиться с монополией: займы на Западе обойдутся ей дешевле, говорит сотрудник Минпромэнерго. Она получила высокие кредитные рейтинги. Рейтинг "Транснефти" у Standard & Poors на ступень ниже суверенного рейтинга по обязательствам в иностранной валюте. Moody's оценивает кредитоспособность "Транснефти" на уровне России. "С точки зрения бизнеса занимать на Западе выгоднее", — говорит чиновник.
Источник материала "Ведомости".
Пятница, 14 октября 2005, 16:01
|