Министр промышленности и энергетики Виктор Христенко сделал вчера американцам сенсационное предложение. Российская нефть марки Urals может быть использована для закачки в стратегический нефтяной резерв США, заявил министр. У Христенко уже есть на примете и поставщик нефти — "ЛУКОЙЛ", который, по его мнению, сможет потеснить главного экспортера нефти в США — Венесуэлу. Но, как считают эксперты, реализовать этот план будет крайне затруднительно, да и незачем.
--------------------------------------------------------------------------------
США добыли в 2004 г. 489 млн т нефти, а потребили 647 млн т нефти. При этом Америка импортировала 488 млн т нефти и 150 млн т нефтепродуктов (в основном из Венесуэлы). В I квартале 2005 г. российские компании ("Роснефть" и "ЛУКОЙЛ") поставили в Америку 1,9% всего импорта. Стратегический резерв США - 700 млн баррелей нефти.
--------------------------------------------------------------------------------
О том, что российскую нефть Urals можно закачать в стратегический нефтяной резерв США, говорится в материалах Минпромэнерго, подготовленных к визиту главы ведомства Виктора Христенко в Америку. Как сообщает "Прайм-ТАСС" со ссылкой на министра, в случае отказа Венесуэлы экспортировать нефть в США российские поставщики (в первую очередь "ЛУКОЙЛ") могли бы рассматриваться как реальные претенденты на освобождающуюся часть рынка. Кроме того, в материалах говорится, что поставки в Америку открывают возможность для пересмотра ценовых котировок Urals на европейских биржах в сторону повышения.
Сейчас в Америку поставляют нефть две российские компании — "ЛУКОЙЛ" и "Роснефть", но их доля в общем объеме импорта в США ничтожно мала — менее 2%, отмечает аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров. Хотя, по мнению эксперта, теоретически Россия могла бы увеличить эту долю до 8% (50 млн т в год). Но заменить Венесуэлу российские компании не в состоянии, отмечает он.
Это готовы признать и в "ЛУКОЙЛе". По словам одного из менеджеров компании, проект нельзя реализовать без Северного морского трубопровода, который позволил бы компании экспортировать в США нефть танкерами из порта в Мурманске.
А Нестеров называет заявление Христенко "странным". "Насколько я понимаю, Венесуэла не изъявляла пока желания прекратить или ограничить свой экспорт в США, — говорит он. — "ЛУКОЙЛ" же планировал попасть на американский рынок через Венесуэлу, а не вместо. К тому же этот план невозможно осуществить из-за отсутствия инфраструктуры и неопределенности с северным маршрутом".
Впрочем, в "Транснефти" говорят, что в случае необходимости компания готова построить трубу. "Мы готовы строить Северный трубопровод Харьяга — Индига параллельно с Восточным, — утверждает вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев. — Но "ЛУКОЙЛ" не дает нам гарантий прокачки, а без этого мы не можем начать строительство проекта".
А экономисты сомневаются в полезности подобного начинания для российской экономики.
"Мы и так страдаем от высоких цен на нефть", — говорит начальник аналитического отдела казначейства Внешторгбанка Николай Кащеев. Огромную денежную массу, которая при ходит в страну в виде налогов от сверхдоходов нефтяников, приходится стерилизовать в стабфонде. "Если мы ставим задачу повысить цену нефти марки Urals, как это соотносится с задачами, стоящими перед ЦБ и Минфином, по сдерживанию инфляции и укреплению рубля?" — задается вопросом экономист.
Представитель Министерства энергетики США Дрю Малколм был вчера недоступен для комментариев.
Источник материала "Ведомости".
Пятница, 28 октября 2005, 13:16
|