Отправить папу нянчить ребенка не менее стратегически важно для блага страны, нежели поставить его у руля производства. Так считают сегодня на Альбионе
Молодые британские папаши спешно осваивают хитроумное искусство материнства. Отныне почетное право пестовать новорожденного государство делегирует отцам наравне с матерями, с тем чтобы оба родителя смогли внести свой вклад в нелегкое дело воспитания будущего гражданина, совместно вынянчивая младенца. Начиная с апреля 2007 года, когда новый закон вступит в силу, ежегодно около 400 тысяч молодых британских отцов смогут положить на стол своего босса заявление с просьбой предоставить им полугодовой отпуск по уходу за новорожденным. И отказать им босс будет не вправе. Правда, отпуск этот оплачивается покуда не полностью. Но, как говорится, лиха беда начало. Каких-нибудь десяток лет назад британские букмекеры, потирая руки, приняли бы "одиозные" ставки в пользу такого закона, будучи уверены, что на самом деле отпуск для папаш не случится до четвертого тысячелетия. И вот нате вам. Что же, однако, так лихо развернуло законодателей в пользу выкармливания младенцев у отцовской груди?
Целый ряд судьбоносных перемен в сознании общества. Например, бунт вставших вровень с мужчинами у руля страны женщин. Так пять лет назад королевский адвокат Шери Бут, будучи сама в "интересном" положении, затеяла с правительством своей страны бурную полемику относительно отпусков по уходу за ребенком. Шери взялась отстаивать право отцов становиться "кормящей мамой" и помогать в детской своей жене.. А посему британцы, в целом одобрявшие и поддерживавшие предложения королевского адвоката, приготовились уже было провожать в послеродовой отпуск своего премьер-министра, ведь именно его супругой является Шери. И надо отдать должное Тони Блэру - после появления на свет четвертого ребенка, сына Лео, премьер взял небольшой тайм-аут, удалившись в детскую от государственных дел. Когда же глава правительства вернулся на службу, то круги под глазами красноречиво засвидетельствовали, что Лео, поддержав маму-адвоката, постарался убедить отца в том, сколь нелегкая эта работа и как важно, чтобы сей подвиг родители совершали вдвоем.
Поленьев в костер подбросили и ученые. Так исследователи Оксфордского университета сделали недавно любопытное открытие. Оказывается, чем больше времени проводит в период "нежного" возраста крошка-сын со своим отцом, тем увереннее в себе и своих силах становится он в своей взрослой жизни (то же относится и к дочерям).
Результаты еще одного крупномасштабного исследования, проводившегося британскими социологами на протяжении, ни много ни мало, трех десятилетий, привели к еще более неожиданному заключению. Они засвидетельствовали с научной беспристрастностью, что успех в жизни (в образовании, профессиональной карьере, личностном становлении) находится в прямой зависимости от того, работали ли матери и отцы в ранний период детства своих отпрысков, и если да, то как много они работали. Иными словами, как делили время между семейной и производственной деятельностью.
На протяжении тридцати лет исследователи отслеживали жизненный путь полутора тысяч британцев, родившихся в 70-е годы: как развиваются они, как учатся, приобретают профессию, строят карьеру. Самый яркий успех выпал, как выяснилось, на долю тех, чьи матери (в отдельных случаях - отцы), пожертвовав карьерой, полностью посвятили себя своему малышу, оставаясь с ним дома до пятилетнего возраста. Именно эти "маменькины" и "папенькины" сынки и дочки оказались впоследствии успешнее остальных сверстников буквально на всех жизненных площадках, опередив "немаменькиных" по всем показателям.
Зависимость между временем, проведенным родителями в стенах дома и успехом ребенка в учебе, оказалась столь велика, что каждый лишний час, "отвоеванный" малышом у родительской профессиональной деятельности, прибавлял ему дополнительные очки в его последующих достижениях. А именно: 64 процента тех детей, чьи родители в первые пять лет жизни их отпрыска работали на полную ставку лишь в течение 18 месяцев, смогли успешно завершить школу и поступить в университет. Среди тех же, чьи родители работали на полную ставку не полтора, а два с половиной года, успешно сдали экзамены лишь 52 процента.
Замерялось, между тем, в ходе исследования не одно лишь интеллектуальное развитие детей, но и становление их психического и эмоционального здоровья. Зависимость последнего от присутствия родителей в стенах дома красноречиво доказана и здесь: различного рода психологические проблемы возникали во взрослой жизни заметно реже у тех, с кем мамы и папы сидели дома. Если же родители не смогли уделить своим детям в их дошкольном возрасте достаточного количества времени, они тем самым увеличили риск негативных последствий для их отпрыска в будущем. Иными словами, с заметным отрывом от остальных оказались именно домашние дети, воспитанные не детсадом, не няней, не бабушкой, но родителями. Они самые успешные и, главное, - полноценно счастливые люди.
Однако если в первую очередь британское исследование апеллирует непосредственно к родителям, то отнюдь не во вторую очередь - к государству, автору трудового законодательства и разработчику социальной политики. "Наше исследование - довод в пользу той политики, которая выступает в поддержку прав родителей на длительный оплаченный отпуск по уходу и воспитанию детей, - заявил руководитель проекта, профессор Джон Эрмиш. - Обеспечивая родителям эти права и возможности, мы тем самым инвестируем в высокий потенциал наших завтрашних трудовых ресурсов".
И, о чудо, призывы были услышаны. Министр энергетики и промышленности Британии Алан Джонсон, адвокатируя введению полугодового отцовского отпуска, сказал речь, которую нечасто можно услышать из уст министерских, а именно: что рождение ребенка будет поважнее многих иных событий в жизни, а потому государство должно пересмотреть нагрузку на работающих родителей таким образом, чтобы соблюсти баланс между их семейными и производственными обязанностями.
До сего дня балансировала Британия в вопросе ухода за новорожденным следующим образом. Матерям здесь предоставляется после родов шесть месяцев оплаченного отпуска и плюс к тому еще шесть можно взять за свой счет. До 2001 года британские отцы имели право взять отпуск на 13 недель, который дозволялось использовать либо единым махом, либо дробленым на свое усмотрение до достижения ребенком возраста пяти лет. Однако государство папе пособия не выдавало, перечеркивая тем самым для многих мужчин возможность посидеть с ребенком. После "бунта Шери" дело слегка продвинулось: правительство согласилось оплачивать молодым папашам двухнедельный отпуск из расчета 106 фунтов стерлингов (5 тысяч 400 рублей) в неделю. Правда, к чести британских боссов, надо признать, что половина из них продолжали при этом выплачивать ушедшему нянчить дитя сотруднику его полную заработную плату. Своим правом на отпуск по уходу за ребенком пользовались до нынешних времен около 60 процентов молодых отцов.
Согласно новому закону начиная с апреля 2007 года матерям в Британии будет предоставляться 9-месячный оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком, а с 2009 года - отпуск годовой. Отцам будут продолжать оплачивать две недели, но сохранять за ними рабочее место в ходе неоплачиваемого отпуска уже не 13 недель, а целых полгода. Если же жена решит вернуться на работу досрочно, то бишь не через девять месяцев, а через шесть, то "догулять" с ребенком неиспользованные мамой три месяца отныне позволят папе. При этом выплачивая ему те же 106 фунтов стерлингов еженедельного государственного пособия.
Конфедерация Британской индустрии, объединяющая капитанов здешнего бизнеса, признает, что для бизнеса новый отпуск отцов станет тяжким и весьма накладным бременем. И тем не менее Британия своим новым законом заявила о том, что готова стать одним из самых щедрых государств мира в отношении послеродовых отпусков родителей. Эта инвестиция, убеждены на Альбионе, гарантирует "акционерам" весомые прибыли в самом недалеком будущем. Этой прибылью станет высокоинтеллектуальное, здоровое и счастливое поколение британцев, которые смогут далеко продвинуть свою страну и дать сто очков вперед тем государствам, кто экономил на семейном благополучии.
А КАК У ДРУГИХ?
США:
- Американский папа имеет довольно скудные права. Закон позволяет ему взять 12 -недельный отпуск по уходу за новорожденным, однако этот отпуск не оплачивается. Мало того, получить даже этот неоплачиваемый отпуск можно лишь при соблюдении ряда весьма специфических условий, а именно: если в предыдущем году отработано не менее 1 тысячи 250 часов, если на данном рабочем месте сотрудник пребывал не менее года и если в его компании насчитывается не менее 50 единиц персонала.
Германия:
- Немец папа может нянчить свое чадо целых три года, но при одном условии: не вместе с мамой малыша - а вместо нее. То есть отпуск дается "или - или ": маме вместо папы и папе - вместо мамы. А как обстоит дело с оплатой? Не густо. Платить папе будут лишь при том условии, что семья попадает в категорию низкодоходной. Если попадет, то ежемесячно на каждого ребенка в возрасте до двух лет выплачивается государственное пособие размером в 188 фунтов стерлингов.
Финляндия:
- Финский папа в роли няньки может пребывать всего-навсего шесть дней сразу после рождения отпрыска. Правда, позднее может взять еще столько же. Зато он имеет право стать полноценной "мамой": взять уход за младенцем целиком и полностью на себя. В этом случае его отпустят с работы на весь срок, причитающийся матерям, но уже без дублера в доме в виде находящейся в отпуске жены. Финский папа, взявший отпуск по уходу за ребенком, получает пособие, рассчитанное в зависимости от его дохода. Отцы в Суоми пользуются своим правом на родительский отпуск вовсю. Так премьер-министр Финляндии, не чинясь, клал "заявление" на стол и прямиком с высокой должности удалялся нянчить свое чадо.
Источник материала "Российская газета".
Пятница, 28 октября 2005, 14:20
|